ВАЙДА Анджей
6 марта 2011 года

Польский кинорежиссер Анджей Вайда отмечает 6 марта 85-летие.

Ниже приводится биографическая справка.

Известный польский кинорежиссер, сценарист, продюсер, актер Анджей Вайда (Andrzej Wajda) родился 6 марта 1926 года в городе Сувалки на севере Польши в семье офицера конной артиллерии и школьной учительницы. Отец Анджея погиб во время Второй мировой войны. К началу фашистской оккупации Анджей, успевший окончить только семь классов средней ш колы, работал чертёжником, учеником бондаря, кладовщиком в немецких мастерских, грузчиком и на других работах, спасавших от угона на принудительные работы в Рейх. В свободное время он помогал реставрировать фрески в костелах. Вайда принес присягу командирам подпольной Армии Крайовой, но в боевых действиях не участвовал.

С юности Анджей хотел стать художником. Сразу после войны он поступил в Академию изобразительных искусств в Кракове, но, не закончив обучения, в 1950 году перешел на факультет режиссуры во вновь открывшуюся Государственную высшую киношколу в Лодзи.

Во время учёбы в киношколе Анджей Вайда снял три короткометражных фильма - "Злой мальчик" по рассказу Чехова, "Когда ты спишь" (оба - 1950) и документальный фильм "Ильжецкая керамика" (1951). Студентом он работал ассистентом режиссера, вторым режиссером на фильме "Пятеро с улицы Барской", который поставил режиссёр Александр Форд.

Окончив в 1954 году киношколу, Анджей Вайда дебютировал картиной "Поколение", которая, как считают специалисты, положила начало "польской школе кино".

После второго фильма - "Канал", вышедшего в 1956 году к Вайде пришло широкое признание. Фильм был удостоен нескольких премий, в том числе специального приза жюри Каннского кинофестиваля - Серебряной пальмовой ветви (1957).

В 1958 году на экраны вышел фильм Вайды "Пепел и алмаз" (по роману Ежи Анджеевского), который был удостоен награды ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции (1959) и вошел в золотой фонд мирового кинематографа.

Через год Анджей Вайда продолжил тему войны в следующей своей ленте "Лётна" (1959).

В 1960-х годах Анджей Вайда снял фильмы "Невинные чародеи" (1960), "Самсон" (1961), "Любовь в 20 лет" (1962, Франция-Италия-Япония), "Пепел" (1965), "Врата рая" (1967, Югославия-Великобритания), "Слоеный пирог" (1968), "Всё на продажу" (1968), "Охота на мух" (1969), "Макбет" (1969).

За все время своей работы в кинематографе Анджей Вайда снял свыше 40 художественных и телевизионных фильмов. Его фильмы открыли кинематографу и имена Збигнева Цыбульского, Даниэля Ольбрыхского, Кристины Янды, Анджея Северина, Войцеха Пшоняка и других звезд польского кино.

В числе его картин, снятых в 1970-е годы есть и лирические и сатирические комедии и исторические ленты; он снимал также и современные фильмы, в которых открыто критиковал существовавшую партийно-государственную систему ("Человеке из мрамора", 1977, награда ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах-78, приз "Давид Донателло" за лучший иностранный фильм в Италии в 1978 году).

В этот период им сняты фильмы "Пейзаж после битвы" (1970), "Березняк" (специальный главный приз МКФ в Москве-71 за вклад в искусство), телефильмы "Артист" (1971) и "Первая любовь" (1971), "Свадьба" (1972, Серебряный приз на МКФ в Сан-Себастьяне-73), "Земля обетованная" (1974, главные призы на МКФ в Москве и Чикаго, премии Министерства культуры ПНР в 1975 году), "Теневая полоса" (1976), "Без наркоза" (1978), "Барышни из Вилько" (1979, ПНР-Франция, был номинирован на "Оскар"), "Дирижер" (1979, главная премия критики на МКФ в Сан-Себастьяне-80).

Творчество Вайды в конце 1980-х - 1990-х годах представлено фильмами "Человек из железа" (1981, Золотая пальмовая ветвь на МКФ в Каннах), "Дантон" (1982, Франция-ПНР; премия "Сезар" за режиссуру), "Любовь в Германии" (1983), "Хроника любовных случаев" (1985), "Корчак" (1990, Польша-ФРГ-Великобритания; специальное упоминание жюри на МКФ в Канне), "Перстенек с орлом в короне" (1992), "Девочка Никто" (1996) и др.

В 1990-е годы Вайда снова обращается к теме войны, оккупации ("Страстная неделя", 1995, фильм получил Серебряного медведя на МКФ в Берлине в 1996 г.), продолжает экранизировать литературную классику, как польскую, так и мировую. Он снял фильмы: "Настасья", по мотивам романа Федора Достоевского "Идиот" (1994, Польша-Япония), "Пан Тадеуш" (1998, Польша-Франция), по одноименной поэме Адама Мицкевича. Ранее он экранизировал Николая Лескова в Югославии ("Сибирская леди Макбет", 1961), на немецком телевидении снял "Мастера и Маргариту" по Михаилу Булгакову ("Пилат и другие", 1971), в 1975 году экранизировал роман Нобелевского лауреата Владислава Реймонта "Земля обетованная", в 1987 году совместно с французами снял фильм "Бесы" по роману Федора Достоевского.

В 2000-х годах Анджей Вайда снял фильмы "Приговор Франтишеку Клосу" (2000), "Июньская ночь" (2001), "Месть" (2002), "Катынь" (2007) - о судьбе 22 тысяч польских офицеров и их семей, которые во время Второй мировой войны были захвачены в советский плен и в 1940 году расстреляны сотрудниками НКВД в Катыньском лесу Смоленской области. В 2008 году фильм был номинирован на премию "Оскар" как лучшая иностранная картина, но тогда не вышел в российский прокат. Его общероссийская премьера состоялась на телеканале "Культура" 2 апреля 2010 года - в 70-летнюю годовщину трагических событий в Катыни.

В 2009 году вышел фильм Анджея Вайды "Аир" по рассказам Шандора Марая и Ярослава Ивашкевича, получивший Приз Альфреда Бауэра на Берлинском фестивале-2009.

Анджей Вайда является автором или соавтором сценариев к большинству своих фильмов, он также работал в жанре документального кино: "Иду к солнцу" (1955), "Зов погибших" (1957), "Умерший класс" (1976), "Приглашение внутрь" (1978), "Домашний покой пребудет с Тобой..." (1979), "Французы глазами..." (1988) и др.

Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х работал и в театре, он поставил более 40 спектаклей.

С 1963 по 1997 годы он был режиссером Старого театра в Кракове. Среди его театральных постановок: "Шляпа полная дождя" Газзо (1959), "Двое на качелях" Гибсона (1960), "Свадьба" Выспяньского (1962, 1991, 1992), "Ноябрьская ночь" Выспяньского (1974), "Дело Дантона" Пшебышевской (1975), "Эмигранты" Мрожака (1976), "Промчались годы, промчались дни" Бой-Желенского (1978), "Гамлет" Шекспира (1981), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1990), "Мисима" (1994) и другие.

Его театральные постановки шли на многих сценах Европы и Америки.

В 1972 году Вайда поставил пьесу американского драматурга Дэвида Рейба "Как брат брату" в московском театре "Современник", в 1988 году в Тель-Авиве поставил спектакль "Дыбук".

Среди его постановок особо выделяется цикл инсценировок романов Достоевского, осуществленных на сценах разных стран. Вайда осуществил по произведениям писателя 10 кинематографических и театральных постановок, среди которых: спектакли "Бесы"(1971, 1974), "Настасья Филипповна" (1977, по мотивам романа "Идиот"), "Преступление и наказание" (1984, 1986; Берлин), "Настасья" (по мотивам романа "Идиот", 1989; Токио), в 2004 году он поставил спектакль "Бесы" в московском театре "Современник".

Анджей Вайда более 30 лет посвятил исследованию творчества Достоевского, он - автор книги "Достоевский. Театр совести".

В 1972-1983 годах Анджей Вайда был художественным руководителем кинообъединения "Х". С 1977 по 1982 годы он возглавлял Союз кинематографистов Польши.

В 1980-е Вайда активно занимался политической деятельностью. Он был членом Совета при президенте Лехе Валенсе (1982-1989), избирался сенатором польского Сейма (1989-1991), был председателем Совета по культуре при президенте Польши (1992-1994).

С 1980 года Вайда является членом независимого профсоюза "Солидарность".

С 2000 году Анджей Вайда возглавляет созданную им в Варшаве Киношколу.

Вайда - член Британской киноакадемии (с 1982 года), Европейской киноакадемии (с 1988 года), Академии изящных искусств Франции (с 1997 года), почетный доктор Honoris Causa университетов в Вашингтоне, Болонье, Лионе, Брюсселе, Ягеллонского университета в Кракове. В апреле 2003 года в Москве Вайде было присвоено звание "Почетный доктор ВГИК". С Всероссийским государственным институтом кинематографии (ВГИК) режиссера связывают долгие годы сотрудничества: это и его премьерные показы в институте, а также мастер-классы для студентов и педагогов ВГИКа.

За свою долгую творческую жизнь Анджей Вайда получил практически все существующие в мире кино награды.

Он - лауреат Государственной премии Польши (1974), премий Министерства культуры Польши (1971, 1998), многочисленных международных наград: премии Лукино Висконти (1978), награды Онассиса (1982), французской премии "Сезар" (1982), театральной премии имени Луиджи Пиранделло (1987), японской награды Киото (1987), премии "Феликс" (Felix) - "За вклад в искусство" (1990), Cracovia Merenti (1995, за создание Центра японского искусства в Кракове), Premium Imperiale (1996, Япония), "Золотого льва" (1998, за вклад в искусство на МКФ в Венеции), почетного "Оскара"-2000 - "За выдающийся вклад в киноискусство". В 1999 г. компания "Филипп Моррис" учредила ежегодный Международный киноприз имени Анджея Вайды.

В 1982 году Анджей Вайда стал кавалером, а в 2000 году - командором ордена Почетного легиона (Франция), награжден Крестом за заслуги Германии (2000).

Двенадцатого июня 2010 года в Москве Вайде была вручена Государственная премия РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.

В августе того же года он был награжден орденом Дружбы за вклад в развитие российско-польских отношений в области культуры.

В апреле 2003 года в Москве по инициативе посольства Республики Польша и при содействии МИД Польши и министерства культуры России проходила декада фильмов "Анджей Вайда и новое польское кино".

В 2005 году в России вышла книга Анджея Вайды "Кино и все остальное".

Первой женой режиссера была известная актриса Беата Тышкевич. Их дочь Каролина окончила биологический факультет, занимается бизнесом, иногда снимается в кино, ассистировала отцу во время съемок фильма "Пан Тадеуш".

Вторая жена - Кристина Захватович, театральный художник, иногда выступает и как актриса.