В Сербии спорят о вступлении в НАТО через 12 лет после агрессии альянса
24 марта 2011 года

Через 12 лет после военно-воздушной операции НАТО, преследовавшей в качестве официальной цели прекращение косовского конфликта 1998-1999 годов, Сербия продолжает испытывать на себе ее последствия - политические, экономические и гуманитарные.

Не забывая о трагических событиях 1990-х годов, Белград сегодня демонстрирует готовность к примирению со всеми странами региона и сотрудничеству с основными игроками на международной арене - США, Евросоюзом, Россией и Китаем.

В последние годы Сербия активизировала и сближение с НАТО, хотя именно военное вмешательство альянса в 1999 году подготовило почву для одностороннего провозглашения независимости края Косово в 2008-м. Вопрос о вступлении Сербии в НАТО сегодня не стоит в повестке дня, но, по оценкам многих экспертов, в долгосрочной перспективе такой сценарий, скорее всего, станет неизбежным.

СЕРБЫ НЕ ЗАБЫЛИ БОМБАРДИРОВКИ

"Спустя 12 лет после военной операции НАТО сербское общество далеко не едино в своем отношении к Североатлантическому альянсу, режиму Слободана Милошевича и его политике в Косово, которая привела к бомбардировкам, - рассказывает ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института экономики РАН, кандидат исторических наук Сергей Романенко. - Но в любом случае сербское общество не может забыть эти бомбардировки. Даже многие сторонники вступления в НАТО считают их враждебным актом по отношению к Сербии, неправомерным отождествлением сербского народа с режимом Милошевича".

Сербия, причастная ко всем конфликтам 1990-х годов на пространстве бывшей Югославии (словенскому, хорватскому, боснийскому и косовскому), 24 марта 1999 года превратилась в мишень для стран, значительно превосходящих ее по военной мощи и политическому влиянию. Итог такой кампании для государства с ослабленной экономикой, находившегося к тому моменту уже около 10 лет в международной изоляции, мог быть только плачевным. Финансовый ущерб от тех событий исчисляется десятками миллиардов долларов, моральный - не поддается оценке.

Бомбардировки территории СРЮ (Сербия и Черногория) продолжались 78 дней. Они стали самой крупной операцией в этой части Европы со времен Второй мировой войны. Альянс приступил к военному сценарию без санкции СБ ООН после провала мирных переговоров во французском Рамбуйе. Югославской делегации предлагалось подписать соглашение, предусматривавшее предоставление максимальной автономии краю Косово и ввод иностранных войск, но в итоге договоренности достичь не удалось, поскольку Запад выдвинул в последний момент ряд дополнительных условий, а Белград не проявил гибкости. Формальным поводом для начала военных действий стало неисполнение Белградом требования НАТО вывести войска из Косово.

Почти все страны альянса были вовлечены в операцию, но доминирующую роль играли Соединенные Штаты. По данным западных источников, за время натовской кампании было осуществлено свыше 38 тысяч налетов. В операции участвовало более 1000 боевых самолетов. Большинство воздушных ударов было нанесено по Приштине, Призрену, Белграду, Урошевацу, Джаковице, Кралево, Ужице и Нови-Саду.

По оценкам сербских властей, было разрушено 148 жилых объектов, 62 моста, повреждено 300 школ, больниц, государственных учреждений и 176 памятников культуры (значительная часть поврежденных объектов восстановлена за прошедшие годы, либо находится в стадии восстановления). Бомбардировки, кроме того, привели к серьезному нарушению экологического баланса и загрязнению окружающей среды.

Точных данных о жертвах бомбардировок до сих пор нет. По оценкам сербских источников, за время операции НАТО погибли 1200-2500 гражданских лиц и были ранены от пяти до 12,5 тысячи человек. По сведениям правозащитной организации Human Rights Watch, число жертв намного меньше - от 489 до 528 человек, две трети из которых являлись косовскими беженцами.

Согласно оценкам гуманитарных организаций, за время косовского конфликта до 800 тысяч албанцев стали беженцами, а после его окончания более 230 тысяч косовских сербов покинули свои дома. Большинство албанцев, в отличие от сербов, смогли вернуться к своим очагам.

Бомбардировки прекратились после подписания Кумановского военно-технического соглашения о выводе югославской армии и полиции из Косово. СБ ООН принял 10 июня 1999 года резолюцию 1244 (http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1999/res1244.htm),>http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1999/res1244.htm">http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1999/res1244.htm),которая подтверждала территориальную целостность и суверенитет СРЮ и одновременно передавала контроль над Косово администрации ООН (UNMIK) и международным силам KFOR под командованием НАТО. В резолюции указывалось на необходимость определения окончательного статуса Косово. Это статус, однако, не удалось определить в ходе переговоров, прерванных в конце 2007 года. Албанские власти Косово провозгласили независимость 17 февраля 2008 года при поддержке США и ключевых стран ЕС.

Эксперт Совета по внешней политике ФРГ Александр Рар отмечает в интервью "", что "спустя 12 лет после военной операции страны Запада не изменили своей оценки тех событий, считая, что бомбардировки были вынужденными и совершенно оправданными".

"Эти бомбардировки рассматриваются в контексте победы над Балканами, - говорит эксперт. - Я не думаю, что на Западе кто-то сожалеет о военной операции, поскольку она привела к результатам, которых он добивался: падению режима Милошевича, стабилизации в регионе и сближению Сербии с Европейским союзом".

ОТНОШЕНИЯ СЕРБИЯ-НАТО

Демократы, пришедшие к власти в Сербии осенью 2000 года, приступили к разморозке связей с Западом, что подразумевало и начало постепенного сближения с НАТО. Летом прошлого года отношения с альянсом достигли своей наивысшей точки: начала работать миссия Сербии при НАТО. В 2006 году страна присоединилась к программе "Партнерство ради мира". Белград стремится к получению статуса продвинутого партнера.

Министр обороны Сербии Драган Шутановац отмечает в своих интервью и публикациях, что отношения между Сербией и НАТО значительно изменилась за истекший период, хотя в определенных кругах альянса на Сербию все еще смотрят как на страну Милошевича 1990-х годов и дежурного виновника всех проблем в регионе.

"И хотя бомбардировки НАТО нанесли огромную травму, которую Сербия не сможет забыть, этой стране все же придется признать и свою собственную ответственность за войны 1990-х годов на пространстве бывшей Югославии, и осудить тех, кто от имени Сербии, ссылаясь на патриотизм, действовали лишь в собственных корыстных интересах", - считает Шутановац.

В последние годы в Сербии значительно активизировалась дискуссия об отношениях с альянсом. В начале прошлого года видные представители сербской интеллигенции даже выступили с обращением к властям провести референдум по вопросу об интеграции в НАТО. Однако большинство граждан Сербии, судя по опросам, относятся к этой организации по-прежнему негативно. Так что подобный референдум, в случае его проведения, выявил бы отрицательный результат.

Сам Шутановац заявлял, что властям не следует спешить с проведением референдума.

"Нельзя принимать решение по стратегически важным вопросам в атмосфере, переполненной эмоциями", - считает министр.

Президент Борис Тадич неоднократно заявлял, что Сербия не сможет вступить в НАТО в обозримом будущем, поскольку этот процесс не имеет достаточной поддержки со стороны граждан.

Решение о том, вступать в НАТО или нет, будет приниматься на основе рационального анализа и когда для этого придет время, обещают представители сербского руководства. Пока же большинство партий Сербии выступают против присоединения к организации. Из входящих в парламент политических сил открыто поддерживает идею интеграции в альянс лишь Либерально-демократическая партия во главе с Чедомиром Йовановичем. Эта партия получила на последних парламентских выборах 2008 года 5% голосов, но ее рейтинг постоянно растет. Между тем, сторонники вступления в НАТО имеются и среди избирателей правящей Демократической партии, а также других сил, входящих в правительственную коалицию.

"Очевидно, что Сербия не может оставаться "белым пятном" или "серой зоной" среди своих соседей по региону, - отмечает Сергей Романенко. - Ни политически, ни экономически, ни в военной области Сербия не может оказаться в изоляции. Как и другие государства Западных Балкан и Средиземноморья, она является важным элементом европейской безопасности".

"Та или иная форма участия Сербии в НАТО представляется закономерной. Как и какими темпами этот процесс будет реализован, покажет время", - говорит он.

НАТО ХОЧЕТ ИНТЕГРИРОВАТЬ СЕРБИЮ

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен неоднократно заявлял, что альянс выступает за дальнейшее развитие отношений с Сербией и интеграцию всех оставшихся балканских стран в Евросоюз и НАТО. По оценке одного из предшественников Расмуссена Джорджа Робертсона, в ближайшее десятилетие весь регион, включая Сербию, будет интегрирован в альянс.

Хорватия и Албания стали последними балканскими странами, вступившими в НАТО в 2009 году. До них это сделали Словения, Болгария и Румыния в 2004 году. Македония считается подготовленной для членства в альянсе, однако она пока не смогла вступить из-за разногласий с Грецией, не признающей Македонию под ее конституционным названием. На вступление в НАТО претендуют также Черногория и Босния и Герцеговина, которые в недавнем прошлом присоединились к "Плану действий по членству" в НАТО, что рассматривается как предоставление официального кандидатского статуса.

Вступление в НАТО - главный внешнеполитический приоритет и властей самопровозглашенного Косово, рассчитывающих оказаться в альянсе в ближайшие четыре года.

Ключевая страна альянса - США - официально выступает за прием Сербии в организацию, оставляя при этом право выбора за самим Белградом. Но насколько сегодня актуален для самого Вашингтона вопрос об интеграции Сербии в НАТО?

"США сегодня несколько снизили внимание к европейским делам, и произошло это по многим причинам, - сказал в интервью "" заместитель директора Центра европейских и международных исследований НИУ-ВШЭ Дмитрий Суслов. - Администрация Обамы, скорее всего, не станет оказывать давление в вопросе расширения НАТО на Сербию так, как это делала администрация Буша в вопросе провозглашения независимости Косово или расширения НАТО на Грузию и Украину".

В то же время Вашингтон по-прежнему будет выступать за усиление НАТО-центризма европейской безопасности, отмечает он.

"По замыслу Вашингтона, НАТО должна будет охватить как можно больше европейских стран. Рано или поздно дело дойдет и до Сербии. Но это не является краткосрочным или среднесрочным приоритетом", - пояснил эксперт.

Представители экспертного сообщества в Вашингтоне тоже не считают, что США станут форсировать процесс сближения с Сербией.

"Администрация Обамы дала понять, что для нее важны два критерия при дальнейшем расширении НАТО: содействие обеспечению безопасности и четкое желание присоединиться", - сказал исполнительный директор Центра национальных интересов (Center for the National Interest) Пол Сондерс.

Таким образом, администрация США хотела бы увидеть интерес со стороны Белграда, а также готовность Сербии соответствовать всем стандартам НАТО.

"Большинство государств-членов НАТО не стремятся к дальнейшему расширению. Поэтому для США было бы рискованно оказывать давление на Сербию, если не будет уверенности в том, что это произойдет", - отмечает эксперт.

В ЕВРОСОЮЗ, МИНУЯ НАТО?

Главным внешнеполитическим приоритетом правительства Сербии является вступление в Европейский союз. Власти подали официальную заявку в декабре 2009 года и рассчитывают, что страна будет полностью подготовлена к членству в ЕС в 2014 году. Сербия воспринимает вступление в Евросоюз как единственную возможность оказаться внутри Европы политически и институционально и рассчитывает, что этот процесс откроет для нее широкие экономические перспективы.

По оценке властей Сербии, процесс европейской интеграции уже приобрел для страны необратимый характер. Но как быть с тем фактом, что Евросоюз по-прежнему остается прикрытым зонтиком безопасности НАТО? Многие наблюдатели приходят к выводу, что Сербия не сможет присоединиться к Евросоюзу, не отказавшись от своего нейтрального статуса. Ведь практически все страны, входящие в ЕС, являются одновременно и членами НАТО. Впрочем, строгого правила, требующего от европейских стран членства в обеих организациях, не существует.

"Сербия теоретически может стать членом ЕС, не присоединившись к НАТО. Прямой взаимозависимости тут нет, - говорит Дмитрий Суслов. - С другой стороны, Евросоюз, столкнувшийся с негативными последствиями "перерасширения" в 2004 и 2007 годах и не знающий, что делать с нынешними членами типа Греции, будет использовать любой повод для замедления процесса расширения, исключительно по внутренним соображениям".

Одним из таких факторов может стать формальное несоответствие Сербии так называемым "Копенгагенским критериям", а именно - неурегулированный пограничный вопрос и неудовлетворительные отношения Сербии с Косово, пояснят он.

"До окончательного урегулирования косовской ситуации о вступлении Сербии в ЕС в любом случае можно забыть", - отмечает эксперт.

Прямой взаимозависимости между членством в НАТО и ЕС не видит и Александр Рар. В то же время он отмечает, что Запад будет настойчиво убеждать Сербию вступить в альянс.

"Тут нет строгого правила, но невозможно представить, чтобы граница Североатлантического союза разделила Балканы, поскольку это Европа. Сербию будут просить вступить НАТО. Натовские стратеги не захотят допустить никаких разделительных линий", - считает эксперт.