Прогноз землетрясения в Японии, данный в 1997 году, был неприменим на практике
21 марта 2011 года

Прогноз катастрофического землетрясения в Японии, который в 1998 году дал российский ученый Валерий Абрамов, нельзя было использовать в качестве руководства к действию, поскольку временные и пространственные "рамки" этого прогноза были слишком широки, считают российские сейсмологи.

Ранее заведующий лабораторией региональной геологии и тектонофизики Тихоокеанского океанологического института Дальневосточного отделения РАН Валерий Абрамов сообщил , что еще в 1997 году опубликовал в журнале "Труды профессорского клуба ЮНЕСКО" статью, в которой предсказал землетрясение в Японии.

Землетрясение магнитудой 9,0 произошло в Японии 11 марта, оно вызвало цунами высотой более десяти метров. Эпицентр землетрясения находился в океане, в 373 километрах северо-восточнее Токио, его очаг залегал на глубине 24 километра. Вскоре в том же районе произошло еще несколько мощных подземных толчков магнитудой свыше 6,0.

В статье Абрамов предсказал землетрясение в Японии в 2011 году. "Район Канто (наиболее густонаселенный район Японии, где, в частности, расположена столица страны Токио - ред.) будет сейсмоопасен (10 баллов и выше по шкале MSK-64) в 2011 году, а район Ниигаты - в 2008 году", - говорилось в статье.

Кроме того, в той же статье Абрамов писал, что в 1998 году произойдет землетрясение "в пределах Подмосковного узла Русской платформы" силой 6-7 баллов, а в 2007 году в московском регионе произойдет еще одно землетрясение силой 6-8 баллов.

Абрамов предсказывал разрушительное землетрясение (9-10 баллов) в 1998 году в районе Петропавловска-Камчатского.

"Это не предсказание. Прогноз, если он действительно работает - должно быть место, должно быть время и ограничения по времени и по месту. Год - это слишком. Вы что, будете год сидеть на чемодане?", - сказал завкафедрой динамической геологии геологического факультета МГУ Николай Короновский, комментируя прогнозы Абрамова.

"У нас всегда предсказателей находится куча, но только тогда, когда землетрясение уже произошло. Все говорят, что мы предсказывали", - добавил он.

Ученый считает, что достаточно точный и пригодный в качестве руководства к действию прогноз землетрясений невозможен.

"Любое землетрясение - это образование разрыва в породах. Как палку мы ломаем - гнем-гнем, она потрескивает, а потом мгновенно ломается. Когда она сломается, никто сказать не может, потому что это нелинейный процесс. Малое шевеление в нелинейных уравнениях приводит к бифуркации. Бифуркации - это катастрофа", - сказал ученый.

В свою очередь, руководитель лаборатории Института физики Земли имени Шмидта РАН Алексей Завьялов отметил, что никакие другие прогнозы Абрамова не оправдались. По словам ученого, с учетом того, что Абрамов имеет ученую степень и занимает серьезную должность, "его мнение заслуживает внимания".

Однако, отметил он, ему и его коллегам ничего не известно о методах, которыми пользовался Абрамов для предсказаний.

"Не было ничего (никаких сейсмических событий - ред.) в Подмосковье в 1998 году. По ныне действующей карте сейсмического районирования зона Москвы и Московского региона относится к пятибалльной зоне. Однако все зависит от высоты здания, если здание построено на неустойчивых грунтах, то балльность может увеличиться на единицу", - пояснил Завьялов.