Переход к гражданскому правлению в Мьянме: демократизация или потемкинская деревня
31 марта 2011 года
Переход от 20-летнего военного к гражданскому правлению в Мьянме вызывает противоречивые оценки: президент, избранный парламентом после первых за 50 лет всеобщих выборов, сформировал гражданский кабинет, состоящий почти исключительно из действующих и отставных военных. Одни эксперты полагают, что военные всеми силами цепляются за власть, по мнению других, правящая элита стремится сохранить национальное единство.
ПРИСЯГА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
По итогам выборов президентом Мьянмы, одной из беднейших стран Юго-Восточной Азии стал отставной генерал Тхейн Сейн, занимавший с 2007 года должность премьер-министра военного правительства. В среду принял присягу он в новой столице Мьянмы городе Нейпьидо. Само военное правительство официально перестало существовать сразу после того, как приняли присягу все члены нового кабинета министров.
Критики мьянманских властей немедленно подсчитали, что из 30 министров (кроме них были избраны 28 заместителей министров) трое - действующие военные, а еще 23 - военные в отставке. Президент страны - тоже отставной генерал, служивший многие годы под началом лидера военного правительства генерала Тхан Шве.
Вопрос о том, можно ли назвать новую политическую систему Мьянмы демократической или хотя бы стремящейся к демократии, занимает сейчас многих экспертов в мире.
БУРНАЯ ИСТОРИЯ БИРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ
Именно демократическую систему рисовали себе, как будущее страны, министры первого, переходного правительства тогда еще Бирмы, готовясь принять независимость от Великобритании в 1948 году. Во главе победившего национально-освободительного движения стоял "отец" бирманской армии генерал Аун Сан и его Антифашистская лига национальной свободы (АЛНС).
Аун Сан был уникальной фигурой в бирманской истории: он был единственным национальным политиком, сумевшим объединить под одним знаменем все основные политические силы страны - от весьма сильных в 1940-1950-е годы коммунистов до умеренных либералов, от собственно бирманцев (этнического большинства) до политических движений во многом несогласных друг с другом 135 этнических групп, проживающих в стране.
В июле 1947 года, когда до независимости оставались считанные месяцы, группа экстремистов ворвалась на заседание кабинета и расстреляла из автоматов всех присутствовавших министров, включая главу правительства генерала Аун Сана.
Меньше чем через два года после этого события в Бирме началась гражданская война всех против всех и всех против правительства в Рангуне, тогдашней столице. Война продолжалась, то разгораясь, то утихая, до начала 1990-х годов.
Демократически избранное рангунское правительство пыталось либо победить противостоявших ему коммунистов и этнические армии, либо договориться с ними о мире. Главной проблемой страны в то время было восстановление единства многонациональной страны, просуществовавшего на добровольной основе всего несколько лет во время Второй мировой войны, когда шла совместная борьба с японской оккупацией, и вплоть до гибели Аун Сана.
В 1962 году под лозунгом сохранения национального единства и построения особого, бирманского социализма, к власти в Бирме пришли военные во главе с соратником Аун Сана и героем гражданской войны генералом Не Вином.
Через 12 лет Не Вин и его министры объявили об отставке кабинета и сформировали новое, формально гражданское правительство. Политическая система страны после 1974 года строилась по принципам, заимствованным у Советского союза и социалистических стран (страна называлась Социалистическая республика Бирманский союз). Демократические институты власти формально существовали, однако ведущую роль в управлении государством, внутренней и внешней политике играла правящая Партия бирманской социалистической программы.
Не Вину удалось путем применения военной силы, пропаганды и, в некоторых случаях, жестких репрессий, добиться сравнительной стабильности в стране. Гражданская война, во время которой войска оппозиции неоднократно угрожали Рангуну, превратилась в вялотекущую партизанскую войну на окраинах государства.
Попытки либерализации экономики и общества, предпринятые новым поколением бирманского руководства в середине 1980-х годов, неожиданно открыли дорогу широкому массовому движению за демократизацию страны, во главе которого встала дочь генерала Аун Сана Су Чжи. Одновременно о своих правах громко заявили лидеры национальных меньшинств.
После неудачных для военных выборов в конституционное собрание в 1990 году (неожиданно для правительства победила Национальная лига за демократию (НЛД) Аун Сан Су Чжи), военное руководство страны отказалось признать результаты голосования. Генералы снова, как в 1962 году, ссылаясь на необходимость сохранить национальное единство, ввели прямое военное правление, пообещав вскоре разработать и ввести в действие новую конституцию. Аун Сан Су Чжи оказалась под домашним арестом, под которым ей предстояло провести большую часть последующих 20 лет. В 1991 году Су Чжи была присуждена Нобелевская премия мира.
Новая конституция была опубликована в 2008 году, а в ноябре 2010 года состоялись первые за более чем 20 лет всеобщие выборы. В них не участвовала НЛД, так как срок окончания домашнего ареста Аун Сан Су Чжи пришелся на середину ноября, так как выборы проходили 7 ноября. НЛД бойкотировала избирательную кампанию и была распущена в октябре 2010 года. На выборах с максимально возможным перевесом (80% голосов) победила созданная военными непосредственно перед выборами Партия союзной солидарности и развития во главе с Тхейн Сейном, принявшим в среду присягу, как президент Республики Союз Мьянма.
КАДДАФИ И БИРМАНСКИЕ ВОЕННЫЕ
"С 1962 года в мире произошло 64 военных переворота. Из тех, кто их осуществил, до настоящего времени сохранили власть только два правительства: правительство Каддафи в Ливии (с 1969 года) и военное правительство Мьянмы", - сказал в среду ведущий специалист по Бирме, шведский журналист и писатель Бертил Линтнер, живущий в Таиланде и пишущий для американских и британских изданий.
В начале 1980-х Линтнер провел много времени в лесах с бирманскими повстанцами - коммунистами и этническими армиями - он писал оттуда репортажи для влиятельного в то время журнала Far Eastern Economic Review. В конце десятилетия Линтнер сыграл немалую роль в признании мировым сообществом заслуг Аун Сан Су Чжи как лидера продемократического движения в Бирме/Мьянме.
"Если они 50 лет держались за власть, то будут, скорее всего, держаться за нее обеими руками и сейчас. У них нет никакого резона отдавать власть. Думаю, что переход к "гражданскому правительству" - это скорее камуфляж для внешнего мира, такой же как Не Вин применил в 1974 году - тогда ведь тоже военные переоделись в гражданскую одежду, но сути режима это не поменяло никак", - сказал корреспонденту Линтнер, написавший сотни статей и около десяти книг о Бирме.
"Мое личное мнение: демократизация в Бирме означает смену режима. Нынешний режим не способен к эволюции в сторону демократизации. Измениться в Бирме что-то может только в случае возникновения крупного конфликта, типа возобновления гражданской войны", - добавил писатель.
БАЛАНС МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЗАЦИЕЙ И НАЦИОНАЛЬНЫМ ЕДИНСТВОМ
Тайский журналист, политический обозреватель газеты "Тхаи Рат" и телеведущий Нитипум Наваратна, закончивший аспирантуру Института стран Азии и Африки при МГУ и защитивший диссертацию по Бирме, придерживается иного мнения.
"История военных правительств Бирмы/Мьянмы - это история поисков баланса между демократизацией и национальным единством. Главным страхом бирманских государственников, а ими несомненно являются многие военные, было и остается возобновление гражданской войны и развал страны", - говорит Наваратна.
"Для многих западных исследователей все в Бирме почему-то представляется простым и примитивным: кучка разжиревших коррумпированных военных держит власть и угнетает народ, в то время как лидер демократического движения Аун Сан Су Чжи томится под домашним арестом. Наши западные коллеги никак не возьмут в толк, что и генералы, находящиеся у власти, и Су Чжи, сидящая (точнее, сидевшая) под арестом в собственном доме - это выразители идей одного и того же человека, отца Су Чжи генерала Аун Сана. Он стоял горой и за национальное единство, и за демократию, и умел их совмещать и балансировать ими с большой пользой для всего бирманского народа. Пока в Бирме не появился второй подобный лидер", - продолжает тайский журналист.
По его словам, "военное руководство, по крайней мере, пытается найти баланс между демократизацией, необходимость которой оно признает, и национальным единством.
"А вот сторонники немедленной демократии считают, что все произойдет само собой и немедленная демократия принесет немедленное процветание. Это слишком упрощенный подход. Немедленная демократия по западному типу, прежде всего, развалит страну, как минимум, на семь частей, и их дальнейшее общение между собой может оказаться не совсем мирным", - заявляет Наваратна.
"Нестабильность, а тем более полномасштабная гражданская война в Бирме, как довесок к немедленной демократии, не устраивает никого в Юго-Восточной Азии, в АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, в которую входит Мьянма). Это не устраивает Китай, не устраивает Индию. Ситуацию прекрасно понимает бирманское руководство, и поэтому спокойно и размеренно идет своим собственным путем постепенной и поэтапной демократизации", - добавляет обозреватель.
Произошедший в среду переход от военного к гражданскому правлению он назвал важным шагом в этой программе.
"Не следует понимать это, как простое "переодевание" режима из военной формы в гражданскую одежду и рассматривать новое гражданское правительство, как "потемкинскую деревню". Конституцией страны и прошедшими выборами созданы новые центры власти, которые пока существуют при поддержке военных, но со временем из нее вырастут. Это, прежде всего, политические партии, включая созданную военными и победившую на выборах Партию союзной солидарности и развития" - прокомментировал Наваратна.