Ограничения Росавиации на эксплуатацию Ту-154М не скажутся на авиакомпаниях - эксперты
13 марта 2011 года

Возможные ограничения Росавиации на эксплуатацию самолетов Ту-154М с июля 2011 года не должны сказаться на экономике авиакомпаний, вместе с тем это может означать начало конца почти сорокалетней истории этого самолета и подтолкнет авиапредприятия ускорить замену парка воздушных судов, считают опрошенные эксперты.

Глава Росавиации Александр Нерадько в пятницу заявил, что ведомство будет рекомендовать авиакомпаниям приостановить эксплуатацию парка самолетов Ту-154М в случае, если на лайнере не будут проведены конструктивные доработки. Речь идет о доработке систем сигнализации неисправного состояния аккумулятора, установке сигнализации, показывающей выключенное состояние насосов подкачки топлива, а также об усталостных трещинах в диске первой ступени компрессора низкого давления у некоторых двигателей Д-30КУ-154, установленных на Ту-154М.

Нерадько отметил, что на протяжении длительного времени на данном самолете не внедрялось никаких конструктивных доработок, в результате чего за последние два года значительно увеличились инциденты с самолетами этого типа.

В частности, он привел пример катастрофы самолетов Ту -154М в Иране (в июле 2009 года) и Ту-154М авиакомпании "Авиалинии Дагестана" в аэропорту Домодедово в декабре 2010 года, а также серьезный инцидент с самолетом Ту-154М авиакомпании "Алроса" в марте 2010 года.

Интенсивность полетов на самолетах данного типа достаточно умеренная, и они летают не очень активно, поэтому возможное ограничение не должно сильно сказаться на экономике авиакомпаний и в целом на перевозках, считает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Вместе с тем, он отметил, что, конечно же, потребуется некоторое время для установки всех рекомендованных доработок и тогда самолеты будут временно выведены из эксплуатации.

Эксперт добавил, что основные параметры, которые будут влиять на эксплуатацию самолетов Ту-154М - это цена на авиакеросин, которая в последнее время очень быстро растет, и дальнейшая ее эскалация, как раз и может привести к остановке парка этих самолетов вне зависимости от рекомендаций Росавиации.

Кроме того, Пантелеев добавил, что сейчас крупнейшие эксплуатанты Ту-154М достаточно активно обновляют свой парк воздушных судов, и "я не думаю, что этот запрет станет катастрофическим".

В свою очередь, главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий считает, что данные рекомендации Росавиации могут сказаться не лучшим образом на авиаперевозках, так как эти самолеты выполняют рейсы на такие аэродромы, куда "остальные не летают по ряду причин".

Он добавил, что, конечно же, авиакомпании, эксплуатирующие Ту-154М, расходуют средства на поддержание летной годности и на топливо, которое самолет потребляет значительно больше, чем его аналоги, но вместе с тем, компании не платят лизинговые платежи и в этой связи эти воздушные суда на некоторых маршрутах показывают неплохую эффективность.

Официальный представитель крупнейшего в РФ эксплуатанта Ту-154М - авиакомпании "ЮТэйр" (в парке около 20 воздушных судов) сообщил , что все самолеты уже доработаны с учетом рекомендаций Росавиации. Он подчеркнул, что парк Ту-154М "ЮТэйра" достаточно молодой и в целом компания не испытывает проблем с его эксплуатацией.

Получить комментарии авиакомпаний "Кавминводыавиа" (7 самолетов Ту-154М), "Авиалиний Дагестана" (6 самолетов), "Уральских авиалиний" (4 самолета) не удалось.

В целом Синицкий считает, что на протяжении почти 40 лет с момента начала эксплуатации самолет Ту-154 многие годы был основной рабочей лошадкой советской, а потом и российской гражданской авиации. "Его эпоха, безусловно, завершена, и эксплуатация закончится в обозримом будущем, причем основным фактором выступают экономические характеристики, а не технический ресурс, по которому еще есть перспективы", - сказал Синицкий.

Заключительный период эксплуатации типа - непростой этап, поскольку требуется при безусловном поддержании необходимого уровня безопасности полетов минимизировать расходы на доработки самолета, окупить которые в процессе его эксплуатации, скорее всего, уже не удастся, отметил он. При это он добавил, что "судя по нынешним рекомендациям Росавиации, регулятору проще стимулировать досрочный вывод из эксплуатации Ту-154, нежели обеспечить достойную эксплуатацию типа до тех пор, пока авиакомпании считают это возможным".

"Решение Росавиации смотрится вполне логичным. Текущая ситуация в авиапарке российских авиакомпаний не в пользу самолетов разработанных и зачастую созданных в советский период", - считает начальник отдела анализа эмитентов НОМОС-Банка Игорь Голубев. "Здесь сказывается их моральный износ, но, что еще более важно, - это топливная неэффективность, что в условиях значительной доли топливной составляющей в себестоимости авиаперевозок не в пользу национального авиастроения", - считает эксперт.

Таким образом, меры Росавиации приведут лишь к ускорению замены парка, а также большей консолидации в отрасли. "Поддержку первому на текущий момент может оказать достаточный объем ликвидности в банковской системе, что соответственно позволит компаниям увеличить объем фондирования от финансовых институтов", - говорит эксперт.

Он напомнил, что ранее "Аэрофлот" и "Сибирь" отказались от Ту-154 из-за топливной неэффективности.