Культурный центр Оскара Нимейера открылся в испанском Авилесе
26 марта 2011 года
Культурный центр классика современной архитектуры Оскара Нимейера открылся в субботу в испанском Авилесе, передает корреспондент .
Торжественные мероприятия, посвященные этому событию, начались накануне, в пятницу вечером, концертом джаз-бэнда Вуди Аллена New Orleans Jazz Band. Американский режиссер - один из членов международного попечительского совета Центра. По оценке организаторов торжеств, на концерте присутствовало несколько тысяч зрителей, которых Вуди Аллен покорил своей неординарной игрой на кларнете. По словам самого режиссера, они приехал в Астурию, в которой очень любит бывать, не как режиссер, а "как ужаснейший музыкант". Но зрители были другого мнения: концерт длился полтора часа, более 20 минут из которых музыканты играли на бис. Зрители, все полтора часа простоявшие на центральной площади города под моросящим дождем, никак не хотели отпускать американских джазистов.
ПОДАРОК АРХИТЕКТОРА
Международный культурный центр в Авилесе - последний проект классика современной архитектуры бразильца Оскара Нимейера, которому в декабре 2010 года исполнилось 103 года. Несмотря на такой преклонный возраст, мэтр полон сил и идей.
"Оскар очень сожалеет, что не смог лично присутствовать на церемонии открытия центра, но просил меня передать, что он с самого начала серьезнейшим образом отнесся к проекту и считает его своим лучшим и любимейшим творением, возведенным за пределами Бразилии", - сказал на церемонии открытия Карлос Оскар Нимейер, внук легендарного архитектора.
Нимейер, прославившийся созданием города будущего - нынешней столицы его родины - города Бразилиа, не понаслышке знаком с Астурией, хотя в самом Авилесе ни разу не был. В 1989 году бразилец стал обладателем премии Принца Астурийского в области искусства, которая вручается в столице автономии городе Овьедо.
В 2006 году, когда Фонд Принца Астурийского готовился отметить свое 25-летие, оргкомитет празднования обратился ко всем лауреатам премий с просьбой принять участие в торжествах.
"Я архитектор и то, что я умею делать - это проектировать здания. Так что я подарю вам архитектурный проект", - ответил на призыв Оскар Нимейер.
Со временем первые эскизы здания превратились в грандиозный проект возведения культурного центра, за который бразилец не запросил ни цента. После долгих споров и дебатов было решено построить его в городе Авилес - промышленной столице Астурии, городе угля и стали, ассоциирующемся у многих с заводскими трубами и загрязненным промышленным дымом, в последние годы переживавшем сильный упадок. Правительство Астурии решило этим новаторским и амбициозным проектом вытащить 85-тысячный город из депрессии, дать ему второе дыхание, превратить его в новую, культурную столицу автономии.
Для строительства была выбрана промзона рядом с портом, прямо напротив тех самых дымящих сталелитейных заводов, наводящих ужас на жителей и гостей города. Первый камень в строительство был заложен в апреле 2008 года.
Позже возникла идея расширить проект и построить на этой территории не просто культурный центр, а целый инновационный район, чтобы реабилитировать старый шахтерский город и вдохнуть в него новые, творческие силы. Был объявлен конкурс на проект застройки промзоны, который выиграла команда под руководством еще одного мэтра современной архитектуры британца Нормана Фостера, кстати, также обладателя Премии Принца Астурийского в области искусства за 2009 год. "Остров инноваций" - такое название получил этот амбициозный проект, которые многие эксперты сравнивают с не менее грандиозным проектом по реновации Барселоны к Олимпийским играм 1992 года.
"Мы возлагаем большие надежды на этот проект, реализация которого начнется в самое ближайшее время, и надеемся, что Фостер подхватит эстафету, начавшуюся с мечты Нимейера, ставшей реальностью, и превратит Авилес в международно признанный центр культуры и творческого сотрудничества", - отметил президент автономии Астурия Висенте Альварес Аресес.
К проекту создания Культурного центра Оскара Нимейера в Авилесе причастна еще одна мировая знаменитость - американский кинорежиссер Вуди Аллен, также обладатель премии Принца Астурийского в области искусства за 2002 год. С его подачи Нимейер включил в проект киноцентр, который режиссер торжественно открыл накануне, перед своим концертом. Одно из кресел основного кинозала будет носить имя великого режиссера.
ЕДИНСТВО И МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
Обладатель всех возможных архитектурных премий - от Притцкеровской премии (аналога Нобелевской премии в архитектуре) до "Золотого Льва" Венецианской архитектурной биеннале, автор таких символических зданий, как штаб-квартира ООН в Нью-Йорке, здание редакции издательства "Мондадори" в Италии, самбодром в Рио-де-Жанейро, штаб-квартира французской Компартии в Париже, Нимейер и в астурийском проекте остался верен своим принципам и стилю: легкие, стремительные, округлые и порой причудливые формы, игра света, зеркальных отражений и цветов, светящийся белый цвет фасадов, функциональность и простота.
Культурный центр в Авилесе состоит из независимых, и в то же время тесно связанных между собой пяти частей: аудиториума, смотровой башни, киноцентра, выставочного комплекса и центральной площади.
Аудиториум - это самое высокое здание в комплексе, высотой 26 метров. Здесь расположена театральная площадка вместимостью в 951 человек. Основной акцент в дизайне - сочетание белоснежного и красного цветов. Здесь нет классического деления зрительского зала на партер, ложу, амфитеатр, бельэтаж, нет балконов. За счет этого зал приобретает некую воздушность и легкость и подчиняется одному из принципов архитектора - демократичности. Более того, задник сцены - "большое окно" - раздвигается, что позволяет расширить круг зрителей за счет большой площади вне здания и проводить спектакли практически на открытой площадке. В холле Аудиториума достаточно пространства, чтобы использовать его для организации выставок. Под основной сценой находится небольшой камерный зал, позволяющий проводить там спектакли для ограниченного круга зрителей. Фасад здания, сочетающий белый и желтый цвета, напоминает огромную "положенную" набок каплю. "Парадный" фасад, обращенный к городу, украшен рисунком Нимейера с женским силуэтом, выложенный черными изразцами.
Купол - выставочный зал в две тысячи квадратных метров в форме полусферы из выкрашенного в ярко-белый цвет бетона - любимого материала бразильского архитектора. Основной акцент в этом здании - огромная круглая лампа под потолком и спиралевидная (винтовая) лестница. Снаружи архитектор приготовил сюрприз и в то же время развлечение для зрителей: вокруг купола в бетонный пол вмонтированы практически незаметные лампы, которые освещают ночью здание. Когда кто-то проходит между лампой и зданием, на фасаде отражается его тень, подвижная и меняющая формы по мере отдаления от фонаря.
Смотровая башня - в 20 метров высотой, с наружной винтовой лестницей (хотя наверх можно подняться и на лифте). Здесь расположена барная стойка и камерный ресторан всего на 15 человек, где можно будет отведать самые изысканные блюда известных астурийских поваров Педро и Маркоса Моран, чей ресторан "Каса Херардо" в поселке Прендес уже давно завоевал известность не только в Астурии, но и далеко за пределами Испании. В планах ресторана - приглашать мировых знаменитостей в области гастрономии, которые будут по очереди устраивать кулинарные дни в смотровой башне. "Ведь гастрономия - это такое же искусство, как и живопись или музыка. Мы хотим, чтобы как можно большее количество людей узнало все тонкости и возможности кулинарного искусства", - говорит Маркос Моран.
Киноцентр - зал вместимостью в сто человек для просмотра кинолент на языке оригинала, детище Вуди Аллена, почетного президента Киноцентра. Здесь же расположено несколько залов для репетиций, конференц-зал, кафе и игровая комната для детей. На стенах - рисунки Оскара Нимейера. Это длинное здание с преломляющимися зеркальными стенами как бы соединяет между собой Аудиториум и Купол.
Центральная площадь - объединяет комплекс зданий и рассчитана на проведение массовых культурных мероприятий, вмещает до 10 тысяч человек. По словам Нимейера, он задумал это пространство как "открытую площадку, обращенную к морю, для всех жителей планеты, место для сосуществования, образования, культуры и мира".
НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ЦЕНТРА
От возникновения у бразильского мэтра идеи строительства культурного центра до его реального воплощения, стоившего 43,39 миллиона евро, прошло ровно пять лет. На строительство ушло три года. Но сам культурный центр как институт начал функционировать задолго до официального открытия. Мастер-класс американского актера Кевина Спейси, концерт испанского музыканта Пако де Лусиа, коллоквиум режиссера Сема Мендеса, мировая премьера фильма Вуди Аллена "Ты встретишь высокого незнакомца" - только часть проведенных центром культурных мероприятий мирового значения.
В международный попечительский совет центра входят Вуди Аллен, британский астрофизик Стивен Хокинг, бразильский писатель Паулу Коэльу и вице-президент Google Винтон Серф.
В ближайших планах центра - проведение выставок фотографий испанского режиссера Карлоса Сауры "Свет" и американского кинорежиссера Джулиана Шнабеля "Поллароид", концерты бразильца Жильберту Жиля и испанского барда Луиса Эдуардо Ауте, спектакли, циклы лекций, премьеры фильмов, мастер-классы, творческие лаборатории.
"Нашей целью было создать культурный центр международного значения, который был бы в авангарде развития искусства и познания, стал бы крупнейшей лабораторией для созидания, воплощения творческого воображения самых широких масс людей", - заявил президент Астурии Висенте Альварес Аресес.