Новый роман "русского битника" Павла Пепперштейна выходит в марте
22 февраля 2011 года
Новый роман писателя и художника Павла Пепперштейна "Пражская ночь", номинированный на премию "Национальный бестселлер" 2011 года, выйдет в марте, сообщили в петербургском издательстве "Амфора".
Павел Пепперштейн - один из наиболее ярких художников и писателей девяностых, автор художественного направления "Института "Медицинской герменевтики", со-автор с Сергеем Ануфриевым знаменитого романа "Мифогенная любовь каст", а также сборников рассказов "Свастика и Пентагон" (2006), "Весна" (2010) и других. Представлял Россию на Венецианской биеннале в 2009 году с проектом "Ландшафты будущего", в рамках которого предложил серию эскизов памятникам русским культурным явлениям для будущей столицы.
АНГЕЛ СМЕРТИ
Роман "Пражская ночь" написан от имени Ильи Королева - поэта по призванию и киллера по профессии. Действие происходит 1 мая в Праге, куда герой приезжает по своим, как он говорит, "убийственным делам". Начавшийся обычно день - Королев выполняет заказ, бродит по пражским улочкам, превращается в увлекательное путешествие после встречи на съезде антиглобалистов (киллера увлекает не только поэзия, но и политика) американки, которая уводит его на вечеринку к ее отцу-миллиардеру. Фирменный реализм Пепперштейна плавно перетекает в его же фирменный романтический сюрреализм - герой становится свидетелем Парада Богов, в котором участвуют мифологические существа. Это языческое действо каждый год происходит в первую майскую ночь в пражском пригороде.
Илья Королев в романе воплощает безумие 90-х годов. Он ностальгирует по своему детству, совпавшему с эпохой застоя, и мстит циничным нуворишам за то, что они уничтожают все, что было ему так дорого с младенчества. Королев называет себя ангелом смерти. Он убивает, но без свойственной маньякам извращенной жестокости. Совершив убийство, герой пишет стихи.
ТВОРЕЦ ПСИХОДЕЛИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Выход книги в "Амфоре" - новый формат для Пепперштейна, который раньше печатался в московском издательстве Ad Marginem. И, по словам главного редактора издательства Александра Иванова, Пепперштейн - один из самых утонченных и сложных современных российских писателей. Чтобы понять его, на взгляд Иванова, о нем нужно говорить в широком контексте - литературном, художественном и философском.
"Пепперштейн ни на кого не похож. Его литературный стиль - смесь фэнтези с реализмом. Мы называем его психоделическим реализмом, но это условное понятие. Паша продолжает традицию, идущую от Константина Вагинова, обэриутов. У него метафорический ход повествования, смывающий прямой реалистический подход", - рассказал Иванов.
Он отметил, что за его произведениями скрывается глубокий культурный и многослойный контекст, что редко для современной российской литературы, обладающей поверхностными свойствами.
"Степень необразованности современных российских авторов уникальна, - продолжил Иванов. - Паша на их фоне выглядит невероятным интеллектуалом. Это человек, который может цитировать стихи немецких романтиков, делать какие-то аллюзии на Гофмана или философию Хайдеггера".
Огромное влияние, по словам Иванова, на Пепперштейна оказал кинематограф и у писателя даже есть идея написать книгу "Кино", в которую вошли бы рассказы про приснившиеся неснятые фильмы. Сами произведения Пепперштейна трудно поддаются экранизации в виду отсутствия непрерывного сюжета и прописанных персонажей.
Иванов рассказал, что писатель принадлежит к психоделической культуре 90-х годов. Как и далекие предшественники - американские битники 60-х годов - Уильям Берроуз, Ален Гинзберг, Джек Керуак - Пепперштейн занимался экспериментами с сознанием, перенося результаты в творчество.
Как добавил Иванов, в отличие от большинства русских писателей, для которых тема измененного сознания - это тема алкоголизма, алкогольной депрессии и сентиментальности, для Пепперштейна важны другие состояния.
"Он много экспериментировал со всякими химическими веществами. И не надо понимать это как наркоманию, это особый тип визуального и языкового опыта, опыта конструирования реальности, когда она становится более пластична", - подчеркнул Иванов.
ГЕНИЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ
Павел Пепперштейн родился и вырос в творческой семье - его отец художник Виктор Пивоваров, мать поэтесса Марина Пивоварова. Как отметил Иванов: "Паша - гений в техническом смысле. Он стал читать в четыре года, писать - в пять лет, рисовать - в шесть. У него очень сильные корни, связанные с тем, что он родился в семье художника и поэтессы и его окружали люди искусства".
В Праге Пепперштейн учился в академии изящных искусств. Иллюстрации к своим книгам художник рисует сам.
В России в конце 80-х создает вместе с Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом группу "Институция "Медицинской герменевтики", занимающуюся созданием эклективного направления в искусстве, сочетающего философские и искусствоведческие практики. Участников группы называли медгерменевты. Кроме того, Пепперштейн - автор ряда персональных проектов, один из последних "Проект Россия" был представлен в российском павильоне на Венецианское биеннале (под названием "Ландшафты будущего").