Институт страхового омбудсмена в России должен охватывать 100% участников рынка - эксперт
25 февраля 2011 года

При введении в России института страхового омбудсмена необходимо на законодательном уровне обязывать все работающие на рынке страховые компании вступать в это объединение и легитимно закреплять требования к омбудсмену. Такое мнение высказал на встрече с журналистами страховой омбудсмен Германии, профессор Гюнтер Хирш.

Страховой омбудсмен в Германии признан государством в качестве механизма досудебного разрешения споров между страхователем и страховщиками. Он был создан с целью защитить интересы потребителей страховых услуг. Хирш находится в России по приглашению Всероссийского союза страховщиков (ВСС), который в настоящий момент прорабатывает возможность создания аналогичного института и в России.

"Я бы для России делал ставку для системы института омбудсмена, которая базируется на частно-правовой базе", - сказал Хирш.

Он отметил, что при этом попросил бы законодателей принять два регулирующих механизма.

"Первый - закон о том, что каждая страховая компания обязана входить в организацию, представляющую институт омбудсмена, чтобы в ней участвовало 100% страховых компаний. Во-вторых, я бы потребовал законодательно закрепить требования к омбудсмену - абсолютную независимость и его профессиональную квалификацию", - уточнил профессор.

Хирш возглавляет аппарат страхового омбудсмена с 1 апреля 2008 года, до этого момента был председателем Верховного суда Германии.

ОПЫТ ГЕРМАНИИ

Согласно принципам института, страховщик при заключении договора обязан информировать клиента о его праве обращаться к омбудсмену. Аппарат омбудсмена помогает потребителю составить и оформить жалобу на страховщика. Омбудсмен вправе рассматривать жалобы, сумма претензий по которым не превышает 100 тысяч евро. При этом решение по жалобам размером до 10 тысяч евро обязательно к исполнению и не может быть оспорено страховщиком, а решение по жалобам размером от 10 тысяч до 50 тысяч евро - рекомендательное. За потребителем сохраняется право обратиться в суд.

По его словам, в Германии этот институт был создан 10 лет назад, когда "репутация страхования в стране оставляла желать лучшего". В настоящий момент в организацию входят 96% страховщиков, работающих на немецком страховом рынке.

"Только около 4% в это объединение не входит", - сказал Хирш, уточнив, что в основном это компании, не работающие с физлицами, перестраховщики и ряд иностранных компаний.

По словам страхового омбудсмена, ему приходится рассматривать порядка 18 тысяч жалоб в год. При этом срок рассмотрения жалоб - четыре месяца, "что быстрее, чем через суд".

Более 90% случаев обращений к омбудсмену касается жалоб объемом менее 10 тысяч и только 10% - свыше 10 тысяч евро.

"В большинстве случаев дело приходит к мировому соглашению", - сказал он.

Как отметил Хирш, потребитель подает жалобу бесплатно, в то время как компания, на которую было подано данное обращение, платит в объединение 100 евро за сам факт подачи жалобы, вне зависимости от того, была признана ее вина или нет.

Таким образом, это ежегодно приносит в бюджет института порядка 1,8 миллиона евро. Вторую статью бюджета составляют членские взносы страховщиков, которые взимаются в зависимости от собранной премии. В целом годовой бюджет организации составляет три миллиона евро.

ПЛАНЫ РОССИИ

По его словам, в настоящий момент в Германии насчитывается порядка 450 миллионов действующих договоров страхования, то есть на одного жителя приходится порядка 5,5 договора.

В России же, согласно статистике Росстрахнадзора, на конец 2010 года действовало 268,964 миллиона договоров страхования (без учета ОМС) при численности населения примерно в 140 миллионов человек. Таким образом, в РФ на одного человека приходится в среднем 1,9 страхового полиса.

В октябре 2010 года при ВСС была создана рабочая группа для разработки предложений по законодательному регулированию внесудебного разрешения споров между субъектами страхового дела. Возглавил группу советник президента союза Константин Пылов.

Приоритетной сферой работы группы являются вопросы рассмотрения споров между страховщиками и клиентами, на которые приходится более 90% всех споров на страховом рынке. Как отмечал Пылов, внесудебное разрешение споров поможет разгрузить арбитражные суды. По его оценкам, в результате реализации этих мер до 70% споров может уйти из судебной системы.