Эксперты РФ не драматизируют противоречия с США по реализации договора СНВ
3 февраля 2011 года
Российские эксперты не драматизируют заверения сенаторов конгресса США Бараком Обамой в том, что новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружениях не увязан с противоракетной обороной Соединенных Штатов и не исключает переговоров о тактических ядерных вооружениях. Именно эти оговорки, потребовавшиеся для одобрения договора в США, вызывают несогласие с российской стороны.
Вместе с тем в Москве понимают, что пока ничего особенного не происходит и что заявления Обамы во вчерашнем письме сенаторам направлены просто на то, чтобы их успокоить.
"Поэтому ничего нового в том, что прозвучало из уст Обамы, нет", - высказал свое мнение президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.
"Фактически президент подтвердил тот компромисс, который он достиг с сенаторами при героическом проталкивании договора об СНВ", - сказал другой российский политолог, глава Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) России Сергей Караганов.
По мнению заместителя директора Института США и Канады Виктора Кременюка, президент США "дает понять, что договор не является уступкой России" и не мешает программам США, которые уже намечены, в том числе в области ПРО.
ТАКТИЧЕСКОЕ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ
При ратификации договора об СНВ, которая заняла семь дней и вызвала горячие споры, сенатским демократам удалось сохранить нейтральный характер резолюции, однако в текст парламентского документа были внесены две поправки. Сенаторы потребовали от администрации уделять повышенное внимание модернизации ядерной инфраструктуры США (поправка сенатора Джона Кайла) и провести переговоры с России по устранению диспаритета в области тактических ядерных вооружений - ТЯО (поправка сенатора Джорджа Лемье).
"Мы в принципе не против разговора по тактическому ядерному оружию, но у нас есть одно предварительное условие, которое американцы игнорируют: сначала надо вывести все тактическое ядерное оружие на национальные территории, потому что в настоящее время как минимум в шести странах США имеют тактическое ядерное оружие, когда как у России оно только на своей территории", - сказал Вячеслав Никонов.
Следует напомнить, что заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, находясь в Вашингтоне, 29 января заявил российским журналистам, что Россия не считает целесообразным в ближайшем будущем обсуждать возможность заключения какого-либо договора с США по тактическому ядерному оружию.
Вместе с тем, как сказал Виктор Кременюк, Россия, может быть, и пойдет на такие переговоры, но "они будут тяжелые, так как существует асимметрия в области тактических средств". "И где гарантия, что в них будут участвовать и другие страны, обладающие тактическими ядерными вооружениями, - Франция и Великобритания? Пока США в одиночку говорят за весь западный мир, но мы не слышали ни от Парижа, ни от Лондона, будут ли они участвовать", - отметил Кременюк.
При этом он обратил внимание на то, как подводить баланс тактического ядерного оружия, - между Россией и США или между Россией и объединенной группой стран. "Если это будет объединенная группа, то мы соглашаемся на биполярность между Россией и Западом. Но тогда как учитывать китайский потенциал и корейский потенциал?" - указал эксперт. По его словам, из-за этого "возникнет очень сложная проблема".
"Плюс мы подкрепляем свои позиции, поскольку мы не член НАТО. Альянс обладает многократным преимуществом обычных вооружений над Россией, и нам тактическое ядерное оружие служит удобным средством уравновешивания превосходства НАТО в этой сфере", - сказал Кременюк.
Караганов также считает возможным обсуждение проблемы тактического ядерного оружия. "Надо понимать, что на данный момент мы выработали весь позитивный потенциал, который был заложен при перезагрузке (отношений России и США). Нужна новая повестка дня. Перезагрузка была обращена в прошлое, она занималась проблемами, которые нам остались от прошлого и на самом деле не так уже важны", - подчеркнул эксперт.
Сенат конгресса США, отметил он, "чуть было не провалил" соглашение, по которому Америка получала бы возможность проверять российский ядерный потенциал, что говорит о том, что на самом деле сейчас это для Вашингтоне не так уж важно, как ранее.
"Нужно воспитывать элиты, чтобы будущие российско-американские отношения даже в позитивном плане были направлены не назад, а вперед", - считает Караганов.
Через несколько недель, как сообщил он, российские участники созданного и СВОП "Валдайского клуба" опубликуют доклад с предложением новой повестки дня российско-американских отношений.
"В частности, мы должны пересмотреть ту часть своих отношений, которая основывается на взаимном сдерживании, поскольку сдерживание является не негативом, а позитивом - мы сдерживаем самих себя и друг друга от излишних действий, хотя реально друг другу не угрожаем", - сказал Караганов.
Главное, по его мнению, что в докладе "Валдайского клуба" будет сделан упор "на сферах взаимодействия, которых требует мир и которые ни США, ни Россия по отдельности не смогут решить".
УВЯЗКА ПРО И ДОГОВОРА ОБ СНВ
Несмотря на то, что в договоре содержится некоторая увязка СНВ с ПРО и этот принцип был главным для России, Барак Обама, вторя резолюции сенаторов, заявил, что создание систем противоракетной обороны не является причиной для выхода России из нового договора.
По заверению президента США, системы ПРО не угрожают и не будут угрожать стратегическому балансу с Российской Федерацией, а следовательно, Соединенные Штаты не могут ограничить суверенные права России, согласно параграфу третьему главы 14-й договора СНВ.
Как сказал Обама, в США уверены, что продолжающееся усовершенствование и развертывание Соединенными Штатами систем ПРО не является почвой для вопросов относительно эффективности и жизнеспособности договора СНВ, а также не будет основанием для оправдания выхода Российской Федерации из соглашений.
"Зря Обама думает, что ПРО в любом виде будет приемлемым для России, и как раз российская оговорка при ратификации в Госдуме говорит об обратном", - сказал Вячеслав Никонов. По его словам, "надо спокойно пока к этому относиться, поскольку никаких радикальных прорывов в создании системы ПРО нет, и ясности о том, как она будет развиваться, тоже нет".
В закон о ратификации договора в ходе его рассмотрения в Госдуме были внесены дополнения, которые закрепляют взаимосвязь между СНВ и ПРО. Первым условием выхода РФ из договора является нарушение его положений со стороны США, вторым - развитие Вашингтоном в одностороннем порядке таких систем ПРО, которые бы качественным образом меняли сложившуюся ситуацию в этой сфере, а также существенно нарушали бы национальную безопасность и обороноспособность РФ.
В этой связи Никонов напомнил, что сейчас и решается вопрос о том, либо это будет система ПРО, создаваемая вместе с Россией, либо отдельная от России, и тогда российская сторона будет развивать свою собственную систему противоракетной обороны. "Пока ситуация неясная, и не надо проявлять излишней тревоги", - считает Никонов.
Караганов тоже считает, что "паниковать не нужно, потому что ПРО, которое может когда-то угрожать нашему сдерживанию, реально пока нет и не предвидится, а если и предвидится, то десятки раз удастся ее преодолеть".
Вместе с тем, по мнению Виктора Кременюка, если возникнет стратегическая ПРО США, Россия, может, и "не будет сокращать свои наступательные средства, чтобы компенсировать появление американских оборонительных средств".
Президенты России и США подписали новый договор СНВ 8 апреля 2010 года в Праге. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть - до 1,55 тысячи по сравнению с московским договором 2002 года, и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей. Договор одобрен обеими палатами российского парламента, а также сенатом конгресса США. В январе ратификационные документы к договору подписали оба президента - Дмитрий Медведев и Барак Обама.