ЧП с военным спутником могли вызвать неполадки в управлении носителем и "разгонником"
8 февраля 2011 года
Наиболее вероятная причина выведения 1 февраля военного спутника "Гео-ИК-2" мимо заданной орбиты - неполадки элементов системы управления носителем и разгонным блоком, пишет во вторник газета "Коммерсант".
Ракета-носитель "Рокот" вместе с космическим аппаратом "Гео-ИК-2", созданным в рамках возобновления военно-геодезических программ Минобороны РФ, успешно стартовала с космодрома Плесецк, но в итоге спутник так и не был выведен на расчетную орбиту, что сделало практически невозможным его использование по целевому назначению.
По данным издания, созданная практически сразу комиссия по расследованию причин этой неудачи начала рассматривать самые различные версии, включая даже недолив топлива при заправке разгонного блока (именно перелив при аналогичной заправке был признан причиной утопления трех спутников ГЛОНАСС в декабре 2010 года), а также то, что двигатель "разгонника", который и должен был отправить аппарат на заданную орбиту, отработал только один раз вместо двух, как положено. Однако эти варианты не подтвердились.
"Сам двигатель разгонного блока отработал в штатном режиме. Картину омрачает то, что работал он не в том направлении, в котором требовалось, работал до последнего, пока в баках не кончилось топливо", - рассказал газете источник в ракетно-космической отрасли, знакомый с ситуацией. И теперь, по его словам, все вопросы к системе управления "разгонника".
"За время технических испытаний именно этой ракеты в ноябре и декабре 2010 года эта аппаратура, разработанная в России, подводила, и подводила не раз. В итоге, чтобы выполнить намеченный запуск в срок, руководством даже было принято решение о замене разгонного блока на аналогичный", - говорит источник. По его словам, это был единственно возможный способ попытаться уложиться в повторно заданные сроки ("Гео-ИК-2" по изначальным планам должен был полететь еще в декабре).
Еще один источник в отрасли подтверждает: "Система управления разгонного блока выдает команду на отделение спутника только после того, как блок полностью отработал свою программу. Срабатывает контакт разделения (спутника и блока), и по его сигналу включается космический аппарат - начинается развертывание солнечных панелей, а также его ориентация и стабилизация собственными средствами. До этого спутник как бы спит. И панели солнечных батарей раскрылись, и аппарат сориентировался на Землю, а значит, блок отработал свое - второе включение было". Он также считает, что система управления просто не сориентировала блок или сориентировала его не туда.
Ракета-носитель "Рокот" создана на базе боевой межконтинентальной ракеты 15А35 (РС-18). Ее система управления была разработана в харьковском объединении "Хартрон". Однако новые космические задачи и включение в систему разгонного блока 14С45 "Бриз-КМ" потребовали доработать систему, что и было сделано уже не украинским разработчиком, а в России. В частности, в московском Научно-исследовательском институте прикладной механики им. В. И. Кузнецова (НИИ ПМ) для этого был разработан новый командный прибор КИ45-7 (гиростабилизатор с набором электронных устройств), предназначенный для измерения и выдачи в цифровом виде в систему управления параметров движения носителя (ускорения и его положения в пространстве). К нему и должны быть направлены теперь основные вопросы комиссии.
В Роскосмосе данную информацию вчера комментировать отказались, сказав, что ведомство не уполномочено обсуждать с СМИ ничего, что относится к Минобороны. В Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ), чьим филиалом с некоторых пор стал НИИ ПМ, данную информацию не подтвердили, но и не опровергли, сославшись на работу, которая ведется межведомственной комиссией. "За последнее время было высказано крайне много версий произошедшего. Сейчас работает специальная комиссия. По итогам ее работы и станет известно, что послужило причиной", - сказал представитель ЦЭНКИ. В Минобороны также отказались говорить до подведения итогов комиссией, которая должна подготовить свое заключение к 20 февраля.