Второй год президентства стал для Обамы более сложным, трудности ждут президента и далее
20 января 2011 года

Президент США Барак Обама в четверг отметит два года со дня вступления в должность - "экватор" своего президентского срока.

Американскому лидеру несмотря на провальные для Демократической партии ноябрьские выборы в конгресс удалось осуществить все свои внутри- и внешнеполитические задачи, кроме одной - закрытия тюрьмы в Гуантанамо на Кубе.

Первый год для первого чернокожего президента США был, как ни странно, легче, чем второй. Он был с надеждой воспринят всем международным сообществом: стремление к перезагрузке отношений понравилось России, арабские страны увидели в новом президенте человека, который способен их выслушать, Европа ждала его как антипода Джорджа Буша-младшего. В качестве аванса Обама даже получил Нобелевскую премию мира.

Внутри страны Обама в 2009 году чувствовал себя более свободным, нежели в 2010-м: он без особых проблем смог протолкнуть через конгресс свои инициативы, включая знаменитую реформу системы здравоохранения, пользуясь поддержкой большинства демократов в палате представителей и сенате. Однако уже к середине 2010 года любой законопроект администрации принимался буквально через битву с политическими оппонентами. 2011 год новый конгресс начал с "подарка" Обаме к годовщине пребывания у власти: палата представителей, в большинстве своем состоящая из республиканцев, в среду проголосовала за отмену реформы системы здравоохранения - главного внутриэкономического и политического проекта 44-го президента США. Хотя сенат наверняка не пойдет на столь решительный шаг, конгрессмены-республиканцы своим голосованием продемонстрировали Обаме, кто теперь главный в палате представителей.

В СВОЕМ ГЛАЗУ

Главной задачей на весь президентский срок Обама объявил борьбу с последствиями экономического кризиса, поразившего США и весь остальной мир в 2008-2009 годах. Экономика США досталась 44-му президенту в плачевном состоянии, однако Обама смог вывести ее из пике и сумел если не придать импульс дальнейшему росту, то стабилизировать ситуацию.

Администрация США за последние два года планомерно разрабатывала меры, направленные на борьбу с безработицей, создание привлекательного инвестиционного климата и на поддержку предпринимательства. Кабинет Обамы сконцентрировал свое внимание на внутриэкономических проблемах и занимался "работой на будущее", за что подвергся критике политических оппонентов. Из успешно завершенных проектов можно назвать только программу оказания антикризисной помощи американским банкам и страховым компаниям: все банки рассчитались с государством по долгам, а реализация этой программы принесла стране прибыль в несколько десятков миллиардов долларов.

Все остальные начинания - от реформы системы здравоохранения и страхования до планов по закрытию тюрьмы в Гуантанамо - принесут первые результаты как минимум через два года.

ГОД ВТОРОЙ - ФИНАНСЫ И НАЛОГИ

На второй год президентства Обама столкнулся с более отчаянным сопротивлением республиканцев, начавших в преддверии выборов зарабатывать политические очки, тормозя инициативы администрации. Битва разворачивалась как вокруг основополагающих законопроектов - по финансовому регулированию и налогообложению, - так и по рутинным вопросам: квартальному финансированию бюджетной сферы, бюджетам ведомств и потолку государственного долга.

В июле 2010 года президент США подписал закон о реформе финансового регулирования, которая призвана стать самой масштабной со времен Великой депрессии и призвана не допустить повторения экономического кризиса. Одобренный конгрессом законопроект объемом 2,3 тысячи страниц предполагает ликвидацию трех главных пробелов в нынешней финансовой системе: отсутствие общего контроля, отсутствие механизмов выявления организаций, ставящих под угрозу деятельность всей экономической системы страны, отсутствие механизма регулирования небанковских институтов. Также в рамках реформы создано Агентство по финансовой защите потребителей внутри Федеральной резервной системы, которое разрабатывает правила для банков и следит за их выполнением.

Президенту пришлось преодолеть сопротивление республиканцев, предлагавших создать ведомство в рамках Федеральной корпорации по страхованию депозитов. Согласно их проекту, корпорация должна будет одобрять любые меры финансового регулирования. По мнению Обамы, предлагавшаяся республиканцами поправка не только поставила бы в уязвимое положение потребителей банковских услуг, но и помешала бы становлению конкурентоспособности местных и общинных банков.

"Это было непростое испытание. Мы преодолели агрессивное лоббирование и попытки меньшинства заблокировать перемены", - отметил Обама.

НАЛОГИ ДЛЯ СРЕДНЕГО КЛАССА

В качестве важной задачи на 2010 год Обама ставил сохранение налоговых льгот для среднего класса. Законопроект, изначально предлагавшийся администрацией США, предусматривал исключение из этого перечня наиболее обеспеченных американцев, чей индивидуальный годовой доход превышает 200 тысяч долларов, а семейный - 250 тысяч. Республиканцы, сторонниками которых традиционно являются наиболее обеспеченные слои американского общества, настаивали на сохранении налоговых льгот и для богатых американцев. В результате яростной борьбы республиканцев, заявивших о намерении (в случае несогласия администрации принять их точку зрения) заблокировать голосование по ряду других вопросов, в том числе ратификацию договора по СНВ, президент Обама согласился распространить льготы и на состоятельных граждан США. Однако в качестве компромисса он предложил парламентариям продлить льготы для богатых только на два года.

В середине декабря после напряженных дебатов сенат одобрил итоговый, компромиссный законопроект. Обама был рад этому событию, однако преувеличивать свою радость не стал. Вместо этого он пообещал, что не опустит руки и продолжит борьбу с республиканцами.

ГОМОСЕКСУАЛИСТЫ - В АРМИЮ!

Другой важной победой Обамы на второй год президентства стала отмена ограничений на службу гомосексуалистов в армии.

Закон, который многие в Америке называют историческим, отменяет норму, называемую Don't Ask Don't Tell, введенную во времена правления президента Билла Клинтона. Суть отмененного закона заключалась в том, что гомосексуалистам и лесбиянкам разрешено служить в вооруженных силах США, но одновременно было запрещено раскрывать свою сексуальную ориентацию, а военному командованию - задавать вопросы о ней. Гомосексуалисты считали закон лицемерным и все эти годы добивались реализации права свободно говорить о своей ориентации, пусть даже и на службе.

Вопрос о службе гомосексуалистов в армии, как и вопрос о налоговых льготах для богатых американцев, вызывал нешуточные споры. Исследование, проведенное Пентагоном, показало, что далеко не все в армии готовы принять в свои ряды представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Прежде всего эта идея встречала настороженное отношение со стороны боевых частей.

"Я говорю всем американцам, гомосексуалистам и гетеросексуалам, которые хотят одного - защищать свою страну в оружием в руках: страна нуждается в вас, и мы почтем за честь принять вас в ряды вооруженных сил, являющихся одними из лучших в мире", - провозгласил президент США, подписывая в декабре одобренный конгрессом закон об отмене ограничений.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - ПРОРЫВ НА ВОСТОКЕ И АФГАНИСТАН

Все два года правления Обамы прошли под знаком потепления отношений с Россией. На момент его прихода к власти главными пунктами разногласий между двумя странами были проблемы ПРО и иранской ядерной программы.

В прошлом году Обама выполнил обещание, данное России: в конце декабря после 18 слушаний и семи дней дебатов в сенате, в ходе которых представители администрации ответили более чем на тысячу вопросов законодателей, сенат конгресса США ратифицировал договор с Россией о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Президенты России и США подписали новый договор еще 8 апреля 2010 года в Праге. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть - до 1,55 тысячи - по сравнению с Московским договором 2002 года и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей.

Ратификация нынешнего договора оказалась гораздо более тяжелым процессом, чем ратификация его предшественников. Первый договор с РФ по СНВ (1992) был принят после пяти дней дебатов 93 голосами против шести, второй договор (1996) - 87 голосами против четырех после двух дней дебатов, Московский договор (2003) - единогласно после двух дней дебатов. Обаме пришлось предпринять немало усилий, чтобы побороть республиканцев, превративших договор в средство политической борьбы. Сначала они долгое время пытались оттянуть вопрос о рассмотрении договора, затем, используя все возможные способы вплоть до предложения читать текст договора вслух, пытались продлить дебаты в надежде на перенос их на следующий год, когда количество представителей республиканской партии в сенате резко увеличится.

На протяжении всего обсуждения договора по СНВ республиканцы ставили вопрос, не приведет ли договор по СНВ к ограничению планов США в сфере противоракетной обороны и к сокращению финансирования ядерной отрасли. Обаме пришлось пойти на уступки и к уже обещанным на модернизацию ядерного комплекса США 80 миллиардам долларов добавить еще 4,2 миллиарда. Это склонило на сторону демократов еще нескольких республиканцев.

Грандиозного успеха Обаме удалось достичь на саммите НАТО в Лиссабоне. Основной новостью саммита стало официальное приглашение России к участию в создании ЕвроПРО и ее согласие на диалог по этому вопросу.

Теперь, как сообщила в среду заместитель госсекретаря США по вопросам проверки и соблюдения соглашений Роуз Геттемюллер, США готовятся к активному диалогу с Россией по вопросам сокращения нестратегических вооружений и сотрудничеству в сфере ПРО.

За время президентства Обаме удалось договориться с Россией и о транзите военных грузов в Афганистан, что упростило проведение многолетней операции США в этой стране.

Афганистан остается одной из основных проблем нынешней администрации. Доставшись в наследство от Буша-младшего, война в Афганистане до сих пор продолжается, несмотря на то, что США рапортуют об успехах операции и хотят начать постепенный вывод войск из страны в августе 2011 года.

Вместе с тем с другим наследством Буша - войной в Ираке - Обаме удалось разобраться. В августе 2010 года он объявил о завершении операции в этой стране и выводе большего количества войск.

НЕРЕШЕННАЯ ЗАДАЧА: ГУАНТАНАМО

Обама, подписав в начале этого года закон о военном бюджете на 2011-й год, вынужденно пошел на ограничение финансирования перевода в США и другие страны узников тюрьмы "Гуантанамо" и тем самым фактически признал, что обещание о скором закрытии тюрьмы ему выполнить не удается.

Закрытие тюрьмы, пользующейся дурной славой, стало одним из первых обещаний Обамы на посту президента и, по сути, - единственным невыполненным. Главным препятствием стало отрицательное отношение большого числа конгрессменов от обеих партий к возможному переводу подозреваемых в терроризме на территорию Соединенных Штатов.

Однако, по мнению Обамы, ограничение возможностей перевода узников в США для суда несет в себе угрозу для безопасности страны.

"Любая попытка лишить исполнительную власть такого важного инструмента (рассмотрение дел федеральным судом) подрывает усилия нашей страны в сфере борьбы с терроризмом и может повредить обстановке в сфере безопасности", - подчеркнул глава государства.

Запрет на финансирование перевода узников за рубеж также идет во вред интересам безопасности Америки, убежден Обама, и мешает выстраиванию эффективной внешней политики.

ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ

Признавая, что отныне все решения в конгрессе будут приниматься с трудом, Обама не отчаивается и настроен на борьбу. Более того, он считает, что его победы над республиканцами говорят о том, что инициативы демократов вовсе не обречены на провал и что его администрация и партия могут двигаться вперед несмотря на трудности.

Главной внутриполитической задачей для Обамы остается дальнейшее восстановление экономики после кризиса. Секретом успеха президент считает сокращение затрат и увеличение объемов экспорта.

В настоящее время администрация США пытается форсировать рост национальной экономики, поскольку темпы ее восстановления после кризиса оказались несколько ниже, чем ожидалось. Наравне с мерами по стимулированию внутреннего потребления американское правительство пытается увеличить объемы внешней торговли. Почти сразу после прихода к власти в 2009 году Обама провозгласил удвоение американского экспорта в течение пяти лет одной из главных внешнеторговых задач. С тех пор представители американской администрации пытаются оживить этот сектор, в том числе за счет либерализации экспорта.

Кроме того, Обама объявил в 2010 году о режиме сокращения расходов правительства. В целях экономии будут, по меньшей мере, на три года заморожены и урезаны многие правительственные программы. Изменения не коснутся оборонных программ, программ льготного медобслуживания Medicare и Medicaid, а также программы социального страхования. Затронуты окажутся другие правительственные программы, общий объем финансирования которых составлял 447 миллиардов долларов.

В первые дни пребывания в кресле главы государства Обама объявил о замораживании зарплат наиболее высокопоставленных сотрудников Белого дома. В последние месяцы режим экономии коснулся всех госслужащих: их зарплаты будут заморожены на два года в целях борьбы с бюджетным дефицитом, составляющим 1,3 триллиона долларов.

Главными задачами своей внешней политики президент США по-прежнему считает решение двух ядерных проблем - Ирана и Северной Кореи.