В Госдуму внесен проект закона "О водоснабжении и канализовании"
11 января 2011 года

Группа депутатов Госдумы внесла в нижнюю палату парламента законопроект "О водоснабжении и канализовании", сообщает официальный сайт палаты.

Законопроектом предусматривается приоритет экономических методов регулирования отрасли водоснабжения и канализования над административными. В документе закрепляются особенности тарифного регулирования организаций водопроводно-канализационного хозяйства. В том числе, предусматривается возможность установления тарифов методом доходности инвестированного капитала, дифференцированный подход к установлению тарифов для различных категорий абонентов.

Нормами законопроекта регулируется процедура подключения абонентов к централизованным системам водоснабжения и канализования.

Ряд положений документа направлены на урегулирование имущественных отношений организаций водопроводно-канализационного хозяйства и собственников системы водоснабжения и канализования, решаются существующие проблемы эксплуатации бесхозяйных сетей и проведения технической инвентаризации и государственной регистрации прав на системы водоснабжения и водоотведения.

В документе применяется термин "канализование" вместо "водоотведение". В пояснительной записке отмечается, что понятие "канализование" шире, чем "водоотведение" и включает в себя не только прием сточных вод и передачу их на очистные сооружения, но и их очистку, сброс очищенных сточных вод в водный объект, обработку и утилизацию осадка.

Одной из особенностей законопроекта является институт регуляторных договоров. "Основная идея введения данного института - гарантированность для организаций водопроводно-канализационного хозяйства неизменности установленных тарифов, необходимых для реализации мероприятий инвестиционной программы и обязательство такой организации по их выполнению", - говорится в пояснительной записке.

Регуляторным договором также определяются условия эксплуатации организациями водопроводно-канализационного хозяйства централизованных систем водоснабжения и канализования.

В целях обеспечения нормальных условий эксплуатации объектов систем водоснабжения и канализования и исключения возможности их повреждения, законопроектом предусматривается возможность установления охранных зон. Механизм и основания их определения аналогичен действующему законодательству для объектов газоснабжения и электросетевого хозяйства.

Значительное внимание в законопроекте уделено регулированию качества питьевой воды и регулированию сбросов сточных вод в водные объекты через централизованные системы канализования. Так, разграничивается понятия централизованных хозяйственно-бытовых систем канализования, централизованных дождевых систем канализования и централизованных общесплавных систем канализования. Для каждого вида систем канализования законопроектом предусматривается установление нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, которые не влияют на качество работы конкретной системы канализования.

При этом организации (абоненты), осуществляющие хозяйственную деятельность, обязаны проводить предварительную очистку сточных вод на локальных очистных сооружениях и обеспечивать соответствие состава сбрасываемых сточных вод нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ.

Законопроектом также регулируются особенности взимания платы с организаций водопроводно-канализационного хозяйства за негативное воздействие на водные объекты и с абонентов таких организаций за сверхнормативные сбросы сточных вод.

В целях реализации принципа "загрязнитель платит" в законопроекте закрепляется разграничение ответственности за сброс загрязняющих веществ между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами.

Эти и другие положения законопроекта, как говорится в пояснительной записке, создадут правовую основу для эффективного функционирования и устойчивого развития отрасли водоснабжения и канализования в РФ.