Суррогатное материнство
18 января 2011 года
Еще одна девочка появилась в семье знаменитой голливудской актрисы Николь Кидман и кантри-певца Кейта Урбана, малышку выносила для пары суррогатная мать, пишет во вторник американский еженедельник People.
Ниже приводится справочная информация о суррогатном материнстве.
Суррогатное материнство - это технология репродукции человека, при которой женщина (суррогатная мать) по собственной доброй воле готова пройти процедуру ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), все этапы беременности и родить биологически чужого ей ребенка, который будет отдан на воспитание другим лицам (генетическим родителям). При этом генетические родители юридически считаются родителями, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.
Суррогатное материнство бывает полное (оплодотворенная яйцеклетка внедряется суррогатной матери при помощи ЭКО) и частичное, когда одна из клеток (яйцеклетка или сперматозоид) донорская.
Искусственная инсеминация спермой мужа или же специально подобранного донора стала широко применяться для лечения бесплодия, начиная с 1920-х годов. Первая беременность "чужим" ребенком, оказавшаяся внематочной, наступила в 1976 году. 10 ноября 1977 года, когда число неудачных попыток ЭКО перевалило за 600, врачи осуществили перенос восьмиклеточного эмбриона, который успешно прижился. 25 июля 1978 года в небольшом городке Оулдем в Англии (графство Ланкашир) родилась Луиза Браун (Louise Brown) - первый ребёнок, зачатый в пробирке.
Первые успешные работы по оплодотворению яйцеклеток человека в Советском Союзе были начаты в конце 1960-х годов Борисом Леоновым в Москве и Анатолием Никитиным в Ленинграде. Первый "ребенок из пробирки", девочка Лена, зачатая в лаборатории Леонова, родилась в Москве в феврале 1986 года.
В том, что касается собственно суррогатного материнства, первопроходцем здесь стал мичиганский адвокат Ноэл Кин (Noel Keane), основавший в США в 1976 году первое в мире агентство по суррогатному материнству. Первые его программы были исключительно "традиционными", т.е. использовалась яйцеклетка самой суррогатной матери, оплодотворявшаяся in vivo (лат. "в стекле") спермой биологического отца.
Первый ребенок по программе гестационного, или полного суррогатного материнства, когда суррогатная мать вынашивает эмбрион биологических родителей, родился в Энн Арбор (Мичиган) в США в апреле 1986 года. Девочка была зачата in vitro с использованием спермы и яйцеклетки биологических родителей.
Первая программа суррогатного материнства на территории тогда уже бывшего СССР была реализована в Харькове в 1995 году. "Суррогатной" матерью стала женщина, успешно выносившая ребенка собственной дочери, страдавшей врожденным отсутствием матки, став, таким образом, и мамой и бабушкой одновременно.
В современной России первая суррогатная программа была реализована в 1995 году в центре ЭКО при Санкт-Петербургском институте акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН.
Суррогатное материнство, в том числе коммерческое, законодательно разрешено в США (в большинстве штатов, хотя законодательство сильно отличается от штата к штату), Южно-Африканской республике, Украине. Некоммерческое суррогатное материнство разрешено в Австралии, Великобритании (допускается оплата текущих расходов суррогатной матери), Дании (с серьезными ограничениями), Израиле, Испании, Канаде, Нидерландах (запрещена реклама суррогатного материнства, предложение услуг суррогатных матерей и их подбор), в отдельных штатах США (Нью-Гемпшир, Вирджиния).
Законодательно суррогатное материнство запрещено в Австрии, Германии (наказание несут врачи и посредники, а не родители и суррогатная мать), Норвегии, Швеции, в отдельных штатах США (Аризона, Мичиган, Нью-Джерси), Франции. Никак не регулируется законом, но имеет место, в Бельгии, Греции, Ирландии, Финляндии.
Россия относится к числу стран, где суррогатное материнство, в том числе и коммерческое, законодательно разрешено и регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами: Семейный Кодекс РФ (1995), ст. 51-52; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993), ст. 35; Закон "Об актах гражданского состояния" (1997), ст. 16. Основным документом, определяющим порядок применения вспомогательных репродуктивных технологий в России, является Приказ Минздрава РФ от 26 февраля 2003 года "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия".
Согласно законодательству РФ, суррогатной матерью может стать как одинокая женщина, так и состоящая в браке, при ее согласии и согласии ее супруга (если она состоит в браке). Она может пройти процедуру искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона в лицензированных медицинских учреждениях и участвовать в программе суррогатного материнства.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ услугами суррогатной матери можно воспользоваться только по жестким медицинским показаниям: отсутствие матки (врожденное или приобретенное); деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний; спайки полости матки, не поддающиеся терапии; патология, при которой роды через естест?венные родовые пути категорически противопоказаны; многократные попытки экстракорпорального оплодотворения, закончившиеся неудачно, при этом были развиты эмбрионы класса "А", но перенос не привел к беременности. Услугами суррогатных матерей в России фактически могут воспользоваться только пары, состоящие в браке, иначе их просто не запишут родителями в свидетельство о рождении, в законе идет речь только о "супругах".
К числу "белых пятен" в российском законодательстве, пока не нашедших своего однозначного решения, относятся:
- возможность использования программ суррогатного материнства парами, не состоящими в законном браке;
- использование суррогатных матерей в терапии бесплодия у одиноких женщин;
- репродуктивное и суррогатное материнство для одиноких мужчин.
По мнению экспертов, однозначным минусом действующего российского законодательства является то, что суррогатная мать не обязана давать свое согласие на запись биологических родителей в качестве родителей выношенного ей ребенка и, в принципе, может оставить ребенка себе.
В обществе о суррогатном материнстве сложилось противоречивое мнение. Противники считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; также они утверждают, что при этом материнство становится договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин.
Религиозные деятели считают процедуру дегуманизирующей, безнравственной тенденцией, подрывающей святость брака и семьи. Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать "своего" ребенка после установления той связи с ним, которая создавалась на протяжении 9-месячной беременности и родов (даже если вначале женщине казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний).
Большое значение имеют также вопросы психологической адаптации ребенка. Если ему объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, это может стать для него источником проблем или тягостных переживаний. Специалисты обращают внимание и на тот факт, что ребенок может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты (в случае использования яйцеклетки самой же суррогатной матери). Некоторые из таких дефектов не могут быть выявлены современными методами. Возможно также повреждение плода в результате неосторожности суррогатной матери, например, если она будет во время беременности недостаточно хорошо питаться.
Сторонники использования суррогатных матерей указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически "своим" для мужа. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Сторонники утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы.