Стратегия-2020 инновационного развития РФ яснее и полнее своей предшественницы - эксперт
11 января 2011 года
Проект стратегии инновационного развития России до 2020 года, опубликованный Минэкономразвития РФ, отражает произошедшие за последние два года изменения в понимании развития инноваций в России и гораздо шире и полнее прежней подобной стратегии, разработанной в 2006 году, отметил во вторник в беседе с замдиректора ОАО "Межведомственный аналитический центр" Юрий Симачев.
Министерство экономического развития России 31 декабря 2010 года на своем сайте опубликовало проект стратегии "Инновационная Россия-2020". Как отмечается в этом документе, стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектов инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, отмечается в проекте.
В ПОИСКАХ ИННОВАЦИОННЫХ СТИМУЛОВ
"В 2006 году государством была принята стратегия развития науки и инноваций до 2015 года. Но сейчас инновационная тематика находится на более приоритетном уровне по сравнению с тем, когда формировалась предыдущая стратегия. Кроме того, в настоящее время стало гораздо понятнее, на чем следует делать акцент в государственной инновационной политике", - пояснил необходимость принятия новой стратегии Симачев.
По его словам, в 2009-2010 годах, не в последнюю очередь благодаря мировому финансовому кризису, стало ясно, насколько российская экономика уязвима из-за своей низкой конкурентоспособности, и поэтому реализация инновационной политики является императивом с точки зрения развития страны.
"Последние два года были очень урожайными с точки зрения поиска новых мер и новых механизмов (развития инноваций)", - отметил собеседник агентства. В частности, пришло понимание того, что необходимо поддерживать расходы компаний на собственные исследования и разработки - по аналогии с зарубежными схемами. Стало ясно, что существенные резервы для инновационного развития экономики находятся в инновационном развитии крупных госкомпаний. Кроме того, появилось осознание того, что существенный инновационный потенциал связан с госзакупками - если государство принимает меры по расширению инновационных требований в рамках закупок для своих нужд, то преференции получают компании, осуществляющие собственную модернизацию.
Наконец, важным событием стало появление инструмента так называемых технологических платформ, в настоящее время идет процесс их формирования. "Их ценность в том, что это коммуникационный инструмент, в котором участвуют наука, бизнес, государство. Самое главное - в рамках технологических платформ наука может понять, что требуется бизнесу, бизнес - сориентироваться в том, что предлагает наука, а государство может получить ценную информацию о том, как усовершенствовать регулирование рынков, чтобы новые технологии встречали меньше барьеров для своего распространения", - отметил Симачев.
С 2009 года произошел переход к активному, поисковому этапу формирования инновационной политики. "Раньше, когда речь шла об инновациях, говорилось лишь о федеральных целевых программах и налоговых стимулах, которые толком не работали. Сейчас гораздо больше внимания уделяется стимулированию связей между всеми участниками инновационных процессов", - сказал Симачев.
УХОД ОТ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ
По словам эксперта, есть два принципиальных отличия новой стратегии от своей предшественницы. Первая особенность стратегии-2020 заключается в наличии в ней отдельных блоков, каждый из которых может работать сам по себе. "Блок "Инновационный бизнес" содержит существенные акценты, связанные с тем, что в стране должна быть благоприятная инновационная среда", - отметил Симачев. По его словам, неприемлема ситуация, когда компании занимаются инновациями, но не получают от этого преимуществ на рынке, например, из-за того, что их конкуренты ближе к административному ресурсу или получают поддержку от государства в силу своей социальной значимости.
"Есть блок "Инновационная наука". Есть очень важный блок, которого раньше не было - "Инновационный человек". Его важность в том, что инновационное развитие принципиальным образом определяется ментальностью, которая формируется еще со школы", - подчеркнул Симачев.
Есть, наконец, еще один важный блок - "Инновационное государство". "Технологические тренды, которые могут быть заданы государством, обладают существенным потенциалом. Это все, что связано с медициной, транспортом, связью. Это те сферы, где мы отстаем, но которые все равно относятся к компетенции государства, где оно определяет правила игры", - сказал Симачев. По его словам, через эти сферы можно существенным образом поспособствовать технологическому развитию государства в целом, поскольку они могут влиять на другие наукоемкие сектора.
Вторая особенность, по словам Симачева, состоит в том, что новая стратегия не содержит логики универсальности инновационной политики государства. "В старой стратегии это было схематично - универсальные инструменты должны были формировать спрос со стороны бизнеса, развивать научные коллективы и организации, создавались довольно универсальные институты развития", - пояснил он.
В реальности ситуация в различных высокотехнологичных отраслях различна: например, рынок биотехнологической продукции характеризуется одними условиями своей поддержки, регулирования, интеллектуальной защиты, тогда как на рынке информационных технологий существуют совсем другие условия создания рабочих мест, другие сроки окупаемости и выхода на внешние рынки. "Сейчас есть понимание того, что инновационная политика должна быть по-разному настроена на развитие различных отраслей, на специфику новых рынков, и что эта инновационная политика должна быть встроена в глобальное окружение", - отметил Симачев.
НОВОЙ СТРАТЕГИИ - ЭФФЕКТИВНЫЙ МОНИТОРИНГ
Никакая новая стратегия не должна формироваться с чистого листа, и здесь, по мнению Симачева, этого удалось избежать - были проанализированы результаты выполнения предыдущей стратегии, извлечены значимые уроки из неудач. "Прежняя стратегия позволила достичь определенного, довольно существенного продвижения в плане налоговых инструментов стимулирования бизнеса и формирования федеральных целевых программ научно-технологической направленности", - пояснил эксперт.
Инновационная стратегия-2020 не противоречит предыдущей, но является более жесткой по требованиям, по срокам, она более развернутая по инструментарию, предлагает ряд новых направлений, сказал Симачев. По его словам, статус новой стратегии более высокий, и есть шансы, что она систематизирует все созданные ранее наработки.
"У государства должны быть стратегии. Это не означает, что все в них выполняется, но надо регулярно отслеживать, как они реализуются, надо вносить в них определенные изменения", - отметил Симачев. "Необходим эффективный и независимый мониторинг, когда эксперты пытаются всерьез разбираться, почему что-то не срабатывает", - подчеркнул он.