Казахстанские эксперты не исключают роспуска парламента
31 января 2011 года

Казахстанские эксперты, опрошенные , не исключают роспуска парламента страны после того, как Конституционный совет (КС) Казахстана в понедельник признал неконституционными принятые парламентом поправки в Основной закон, предусматривающие замену выборов 2012 года на референдум по продлению полномочий действующего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

ПАРЛАМЕНТ - В ОТСТАВКУ

Парламент, принявший закон, нарушающий Конституцию страны, должен быть распущен. Причем парламентариям, для сохранения "политического лица" лучше бы принять это решение самостоятельно, считает глава международного фонда "Адил соз" ("Свобода слова") Тамара Калеева.

"Я рада, что Конституционный совет не подпал под влияние того массового ажиотажа на грани истерики, который развернулся вокруг этой идеи, а подошел к вопросу о конституционности исключительно с позиции закона", - заявила Калеева . "Закон восторжествовал и Конституция защищена, а то она в последнее время стала превращаться в такой "личный дневник", в который можно по любому поводу вносить изменения и дополнения", - считает Калеева.

"Считаю, что парламент, принявший такой вопиющий, нарушающий нормы Конституции закон, должен сам принять решение о роспуске. Как можно доверять такому парламенту, который принимает такие неконституционные решения?", - сказала она.

Один из лидеров казахстанской оппозиции Мухтар Шаханов также убежден, что "роспуск парламента был бы логичным шагом со стороны президента". "В этом случае, когда парламент предлагает поправки в противоречие Конституции, логичен был бы такой шаг. Хотя, если все было инициировано администрацией президента для того, чтобы изучить волю, настроение народа, и парламент сыграл свою роль в этом спектакле, то роспуска может и не последовать", - заявил Шаханов .

Идею роспуска парламента поддерживает и исполнительный директор общественного фонда "Хартия по правам человека" Жемис Турмагамбетова. "Я считаю, что парламент, вообще-то, должен был распуститься сам, потому что так играть с Конституцией и вообще по каждому "чиху" предлагать свои поправки в Конституцию - это не дело", - заявила она . Турмагамбетова считает, что "Конституция вообще должна быть неизменной, а в рамках действующей Конституции надо уметь писать нормальные законы". "Парламент должен самораспуститься теперь, или я считаю, что президент должен его распустить, потому что такой парламент - он вообще не нужен, абсолютно недееспособный", - заявила директор общественного фонда "Хартия по правам человека".

Турмагамбетова считает, что "судя по выступлению президента с посланием народу Казахстана в пятницу, он не пойдет на референдум". "Президенту нечего бояться выборов, потому что социальная база президента очень большая и очень широка, его поддерживают действительно много людей", - заключила она.

Дугой лидер казахстанской оппозиции Булат Абилов также согласен с тем, что парламент должен самораспуститься. "Нужно распустить парламент, мы всегда говорили об этом - если парламент принимает такие неконституционные решения, то его нужно просто разгонять. Он абсолютно не профессиональный, хотя там больше половины - это люди с юридическим образованием", - заявил Абилов.

Сами парламентарии также не исключают такого исхода развития событий. Депутат Мажилиса (нижняя палата парламента) Айгуль Соловьева считает, например, что "если президентом будет наложено вето на принятие закона, тогда точно будет роспуск парламента". При этом депутат подчеркнула, что "я до сих пор за референдум, но решать будет президент Нурсултан Назарбаев".

ВСЕ РЕШАЕТ ПРЕЗИДЕНТ

Известный казахстанский политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев уверен, что "в Казахстане окончательное решении принимает глава государства". "В Казахстане из всех действующих политических институтов есть только один реальный - это вертикаль во главе с президентом", - заявил казахстанский политолог.

Сатпаев не считает принципиально важным - пройдет ли в Казахстане референдум или выборы главы государства. "Все настолько сильно зациклились на референдуме, что не поняли одну простую мысль: что для главы государства при любом раскладе будет выигрышная ситуация. Его участие в выборах либо проведение референдума имеет одну конечную цель - продление его полномочий. Теперь получается, то что возможное участие главы государства в выборах будет подтверждать мнение, уже озвученное до этого некоторыми экспертами, что для президента важно доказать, что как Лидер Нации он имеет не только формальную, но и реальную поддержку электората", - сказал Сатпаев.

Политолог считает, что "возможно, президентские выборы в Казахстане должны достигнуть нескольких целей: во-первых, показать желание президента соблюдать Конституцию, во-вторых, доказать еще раз всем, что в Казахстане нет иной альтернативы, и он готов это подтвердить в рамках своей избирательной кампании".

"И при референдуме, и при президентских выборах вся суть вопроса сводится к трем годам: при референдуме президенту предлагали остаться до 2020 года, в случае президентской кампании до 2017 года. Разница в три года - это не большая ставка в этой игре", - отметил Сатпаев.

При этом он не исключает, что "при определенных условиях можно предположить, что президент до конца не будет досиживать свой очередной президентский срок, тем боле, что закон о Лидере Нации позволяет ему оставить президентский пост в любое время, сохранив при этом в своих руках очень серьезные полномочия".

КОНСТИТУЦИИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ

Центризбирком Казахстана 27 декабря зарегистрировал инициативную группу граждан с предложением провести референдум по продлению полномочий президента Казахстана Нурсултана Назарбаева до 6 декабря 2020 года вместо выборов 2012 года, которые должны были пройти по закону. За две недели в поддержку референдума было собрано более 5 миллионов подписей при необходимы 200 тысячах. Кроме того, парламентарии инициировали поправки в Конституцию, предусматривающих возможность продления на республиканском референдуме президентских полномочий первого президента до 2020 года без выборов. Но Назарбаев своим указом отклонил предложение парламента. Однако депутаты на совместном заседании палат парламента преодолели вето главы государства. В свою очередь Назарбаев не подписал принятые поправки и направил их в Конституционный совет.

Свое отрицательное отношение к инициативе по замене выборов президента на референдум по продлению полномочий действующего главы государства высказали западные державы и многие международные организации, включая ОБСЕ, председательство Казахстана в которой в 2010 году было оценено как успешное. В начале прошлой недели госсекретарь США Хиллари Клинтон призвала Казахстан не отступать от демократических принципов, проводя референдум.

Сам Назарбаев, выступая в пятницу на совместном заседании палат парламента с ежегодным обращением к народу Казахстана, заявил, что намерен работать "столько, сколько позволят", если у него будут здоровье и силы, если будет единодушная поддержка народа.

"Конституционный Совет постановляет признать закон "О внесении изменений и дополнений в Конституцию", принятый парламентом 14 января 2011 года не соответствующим конституции Казахстана", - огласил в понедельник на заседании КС председатель Конституционного совета Игорь Рогов решение совета.

Председатель КС отметил, что "признанный не соответствующим Конституции Казахстана закон "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахстана", принятый парламентом 14 января 2011 года, не может быть подписан и введен в действие". Постановление КС вступает в силу со дня его принятия и обжалованию не полежит. Однако президент, согласно Конституции, вправе в течение месяца внести возражения на постановление КС. "Таким образом, последнее слово о судьбе референдума остается за главой государства", - отметил Рогов.