Акустические панели из резонансной ели восстановлены в Большом театре
14 января 2011 года
Панели из из резонансной ели, которые являются главной составляющей акустики зрительного зала Государственного академического Большого театра (ГАБТ), полностью восстановлены, говорится в пресс-релизе инвестиционной группы "Сумма Капитал", которая владеет генподрядчиком реконструкции театра компанией "СУИПроект".
"В ХХ веке из-за многочисленных переделок в зрительном зале легендарная акустика во многом была утрачена, и ее восстановление стало одной из главных задач реставраторов... Для участия в этом проекте мы привлекли лидера в области архитектурной акустики театральных и концертных залов - компанию "Мюллер ББМ", а исследования и акустические замеры проводились учеными ведущих российских научных институтов", - приводятся в сообщении слова директора департамента по связям с общественностью "Сумма Капитал" Михаила Сидорова.
Так, по его данным, за прошедшие 150 лет большая часть акустических панелей пришла в негодность, а при обследовании зрительного зала в мае 2009 года установили, что была утрачена значительная часть деталей из резонансной ели. При этом некоторые элементы акустических панелей были заменены в советское время на тонкую фанеру.
Как рассказывается в пресс-релизе, с момента открытия в 1856 году акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой зала панелями из резонансной ели. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия. Ради улучшения резонанса архитектор даже внес коррективы в инструкцию, согласно которой должны были проводиться все работы по созданию театров. Вместо того, чтобы сделать, согласно этой инструкции, потолок из железа, Кавос выбрал дерево с целью избежать чрезмерного резонанса, свойственного металлу.
Также улучшению акустики зрительного зала способствовала оригинальная конструкция плафона-деки, выполненная из прямоугольных деревянных щитов, и облицовка деревом каменных стен.
"Для отделки зрительного пространства была выбрана резонансная ель. Из такой древесины создаются инструменты для музыкантов. По нежности и тембровой окраске звучания этому природному материалу пока не найдено ни одного достойного заменителя, и вряд ли это будет сделано в обозримом будущем", - подчеркивается в сообщении.
В нем поясняется, что акустические панели образуют "эффект звучания помещения" за счет усиления тембровой окраски издаваемого со сцены звука с одновременным "эхопоглощением". Именно эти процессы, благодаря особым физико-акустическим свойствам резонансной древесины, формируют необходимые условия для лучшего восприятия звучания певческих голосов и музыкальных инструментов.
Для восстановления недостающих элементов использовалась древесина, идентичная той, которую выбирали для создания панелей в XIX веке. Сложность в отборе материала заключалась в том, что дерево с подобными свойствами формируется лишь в определенных условиях у некоторых генетически обусловленных деревьев. Запасы этого природного материала сокращаются в лесах не только России, но и всего мира, указывается в пресс-релизе.
Однако реставраторам удалось создать новые акустические панели, полностью идентичные историческим.
"Сейчас делается все возможное, чтобы современные ценители музыки смогли насладиться посещением Большого театра. Именно поэтому работа реставраторов и акустиков тесно переплетена", - приводятся в сообщении слова Сидорова.