России готовят высокие скорости: 400 км/ч по железной дороге
9 ноября 2010 года

ОАО "Скоростные магистрали", дочерняя компания ОАО "РЖД" и головное предприятие по строительству высокоскоростных магистралей (ВСМ) в России, во вторник представит на конференции High Speed Rail World в Мадриде проект развития высокоскоростного железнодорожного движения в РФ, в частности, на маршруте Москва - Санкт-Петербург.

Строительство ВСМ пока только планируется. Магистраль Санкт-Петербург - Москва, получившая название ВСМ 1, станет пилотным проектом. ВСМ 1 - это отдельная железнодорожная магистраль между двумя городами. Ее стоимость оценивается в один триллион рублей. Предполагается, что между Москвой и Санкт-Петербургом будут курсировать 42 пары поездов в сутки, которые смогут преодолевать расстояние за 2 часа 30 минут, развивая максимальную скорость до 400 километров в час. Прогнозируемый объем перевозок составит более 14 миллионов человек в год.

Проект подготовки ВСМ 1 к международному тендеру выполняется компанией "Скоростные магистрали". В текущем году ОАО "Скоростные магистрали" разрабатывает концепцию проекта. Его презентация на международном рынке инфраструктурных провайдеров намечается на первую половину 2011 года.

Реализовывать проект ВСМ 1 планируется, как сообщалось, по схеме государственно-частного партнерства на основе контракта жизненного цикла (КЖЦ или DBFM - Design build finance maintain: проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация). Схема КЖЦ предполагает формирование единого контракта с подрядчиком (специальной проектной компанией - СПК) на предоставление сервиса доступной и качественной инфраструктуры в течение всего срока жизни объекта. При КЖЦ государство не инвестирует средства в магистраль. Проектирование, строительство и сдача объекта в эксплуатацию ведется за счет подрядчика.

После этого государство будет платить не за объект, а за сервис работающего объекта в течение всего его жизненного цикла, достигающего 30-40 лет. Оплата сервиса начинается с момента запуска проекта в эксплуатацию и осуществляется ежегодно при обязательном выполнении ряда критериев, таких как: время в пути, доступность магистрали, количество опозданий, количество сбоев, аварий и тому подобное. При этом государство должно гарантировать подрядчику, что в случае успешного предоставления сервиса оплата будет выполняться регулярно.

Предполагается, что в перспективе в России появится целая сеть высокоскоростных железных дорог, включая такие направления, как Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки, Москва - Нижний Новгород, Москва - Екатеринбург и другие.

О ВСМ ЗАДУМАЛИСЬ ЕЩЕ В ШЕСТИДЕСЯТЫЕ

Вопрос развития в РФ высокоскоростного движения стал одним из самых обсуждаемых в последнее время, однако, еще в 1960-1970 годы отраслевые институты СССР провели комплекс работ по изучению направлений качественного улучшения работы пассажирского хозяйства и сделали вывод, что требуемый эффект может дать строительство отдельных высокоскоростных пассажирских линий со скоростью движения поездов 250 километров в час, в первую очередь - на полигоне Центр - Юг, или Москва - Кавказ, Крым.

Научно-технический совет Министерства путей и сообщения (МПС), говорится в материалах РЖД, в 1975 году признал целесообразность разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) данного проекта. "Однако обстановка в стране в то время не позволила заняться строительством новой магистрали", - отмечается в материалах РЖД. Государственная научно-техническая программа "Высокоскоростной экологически чистый транспорт" была утверждена только в 1988 году. В рамках ее выполнения ВНИИЖТ был подготовлен научный проект, в котором обосновывалось создание ВСМ. Как говорится в материалах РЖД, до 90-х годов велось активное обсуждение в отрасли темы высокоскоростного движения. "Ленгипротранс" начал работу по подготовке ТЭО проекта ВСМ Ленинград - Москва под скорость 300-350 километров в час.

Перспективность разработки идеи ВСМ Ленинград - Москва в качестве самостоятельной научно-технической проблемы в марте 1991 года признала Государственная экспертная комиссия Госплана СССР. Вопрос реализации этого проекта был поставлен на повестку дня коллегии МПС. А в сентябре того же года президент РФ Борис Ельцин подписал указ "О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва". Для его реализации было образовано РАО "Высокоскоростные магистрали". Велось активное развитие проекта ВСМ по ряду направлений, среди которых: принятие необходимых оперативных правительственных решений, разработка и осуществление основного инвестиционного механизма строительства (привлечение частного капитала под государственные гарантии), подготовка ТЭО, проведение государственных и общественных экспертиз, начало строительства ряда объектов (вокзальный комплекс в Санкт-Петербурге), подготовка под застройку участка трассы Санкт-Петербург - Новгород. Параллельно под руководством академика Игоря Спасского шло проектирование, строительство и обкатка отечественного высокоскоростного поезда "Сокол". "Однако дефолт 1998 года нарушил финансирование проекта, темпы его реализации резко замедлились, а целый ряд работ был свернут", - говорится в материалах на сайте РЖД.

За возобновление строительства высокоскоростной магистрали в 2004 году выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Предложение было поддержано президентом ОАО "Российские железные дороги" Владимиром Якуниным. Совет директоров железнодорожной монополии в июле 2006 года одобрил создание дочернего общества "Скоростные магистрали", которое стало головным предприятием по строительству ВСМ. Весной 2009 года технико-экономический совет РЖД принял ряд конструктивных решений по дальнейшей работе, в частности, проектированию трассы по западному варианту. Примерно в это же время проект был внесен в стратегические государственные программы - "Транспортную стратегию РФ" и "Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года".

УКАЗ ДЛЯ ВЫСОКИХ СКОРОСТЕЙ

Дополнительный импульс развитию темы строительства ВСМ дал указ президента РФ Дмитрия Медведева "О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ", подписанный в марте текущего года. Единственным исполнителем по осуществлению функций заказчика при проектировании инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта определено ОАО "Российские железные дороги".

Правительству РФ поручено определить механизмы и условия выделения бюджетных ассигнований, привлечения внебюджетных средств, предоставления госгарантий РФ для реализации проектов создания инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта. Также оно должно выработать комплекс мер, направленных на обучение и подготовку квалифицированных кадров для организации и обеспечения высокоскоростного движения.

Органам госвласти субъектов РФ рекомендовано оказывать содействие в реализации проектов создания инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, а также в резервировании земель для этих целей.

ЯКУНИН: ВСМ - ЭТО НЕ ИГРУШКА, А ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ

Недавно по теме высокоскоростного движения (ВСД) в своем блоге высказывался, отвечая на вопросы пользователей, президент РЖД Владимир Якунин. Он писал, что его "мягко говоря, удивляют некоторые реплики типа того, что ВСД это "не более чем дорогостоящая игрушка", что "Сапсан" неуместен в нашей российской действительности" и тому подобное. ВСД - это никакая не игрушка, считает Якунин, а повышение качества жизни и обслуживания пассажиров и "колоссальная энергия развития" не только для железнодорожной отрасли, но и для 19 отраслей, которые ее обслуживают.

Создание национальной системы высокоскоростного движения к 2030 году - стратегический проект РЖД, который изменит транспортную систему страны, написал Якунин. Он напомнил, что будет создана альтернативная железнодорожная инфраструктура, способная обеспечить безопасное движение поездов со скоростью 350 километров в час.

Первая высокоскоростная магистраль от Москвы до Санкт-Петербурга, по словам главы РЖД, появится не ранее 2014 года и сократит время проезда между двумя столицами до 2,5 часа, оставив за бортом вопрос конкуренции с авиацией. ВСМ предполагается построить в рамках частно-государственного партнерства с применением модели контракта жизненного цикла, которая сейчас согласовывается с правительством. Дальнейшее развитие сети ВСД пойдет по пути того, чтобы связать отдельные города на уровне близких друг к другу регионов, написал глава РЖД в своем блоге.