"Перезагрузка" во многом зависит от позиции США - эксперты
16 ноября 2010 года
На "перезагрузку" в ближайшей перспективе не смогут повлиять никакие факторы, но прорывов ждать не стоит, считают участники "круглого стола" на тему: "Перезагрузка" отношений США с Россией: состоялась ли она?", прошедшего в во вторник.
"Многое зависит от позиции США и, вполне понятно, от позиций президента Барака Обамы", - подчеркнул один из участников встречи - директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, профессор МГИМО МИД России Алексей Пушков, напомнив, что на "перезагрузку", внешнюю политику США может серьезно повлиять успех Республиканской партии на промежуточных выборах.
Он также признал, что несмотря на излишне избыточные надежды на процесс "перезагрузки", позитивные перемены есть. Россия и США сумели уйти от конфликтных сценариев, по которым стороны действовали в отношении процессов, происходивших в Молдавии, Средней Азии, в частности в Киргизии.
О судьбе Обамы, который два года назад вместо силовой идеологической дипломатии Джорджа Буша-младшего, взял на вооружение дипломатию союзов, направленных на достижение конкретных американских интересов, говорил и бывший директор по России Совета по национальной безопасности США Томас Грэм.
По его мнению, особых изменений политического курса в связи с прошедшими выборами ждать не стоит. "Возможно, нашему президенту будет даже проще работать с новым составом Конгресса. Это касается в том числе задержки вывода войск из Афганистана и Ирака. Республиканцы точно поддержат его в этом вопросе", - сказал Грэм.
Касаясь вопросов, стоящих на повестке дня внешней политики США, он признал, что Вашингтон прежде всего волнуют проблемы Ирана, Ближнего Востока и только потом взаимодействие с Россией. Это, по его мнению, вызвано тем, что пришедшие в палату представителей республиканцы подвергнут резкой критике действия нынешней администрации в отношении Ирана и даже Китая. Поэтому тема сотрудничества с Россией перестанет быть приоритетной.
Представители американских политических кругов признают также, что несмотря на значительное количество точек соприкосновения России и США на пространстве СНГ, вопросы взаимодействия здесь достаточно болезненны.
"Наши интересы здесь во многом расходятся. И происходит это потому, что до сих пор нет надежных каналов общения. А они необходимы, чтобы иметь возможность обмениваться точками зрения. Взаимодействию нужен и важен постоянный рабочий диалог", - считает Томас Грэм.
По его мнению, несмотря на улучшение отношений между Россией и США на постсоветском пространстве, есть риск, что "всплывет нечто", что может помешать сотрудничеству в этом направлении.
"Кто знает, что в течение ближайшего года произойдет в Грузии? В Средней Азии? Ведь в той же Киргизии ситуация остается очень нестабильной. А конфликт в Ферганской долине может вовлечь в него не только Таджикистан, но и Пакистан. И это повлияет на интересы не только России в регионе, но и на позицию США в Афганистане", - отметил он.
По мнению американских экспертов, точно также нельзя на сегодняшний день рассматривать европейскую безопасность без учета роли России, Украины, Белоруссии. А значит и здесь надо расширять рамки диалога по существующим проблемам.
Исполнительный директор Центра Никсона, Руководитель российско-американской программы Центра Пол Сондерс считает, что у обеих сторон с учетом наследия прошлых лет, к сожалению, есть повод для взаимных подозрений. "Это толкает нас назад, в ситуацию конфронтации, сложившуюся для Москвы и Вашингтона в свое время в Средней Азии", - сказал он.
Не так категоричен руководитель программы России и СНГ группы Евразия Клифф Капчан. Он считает, что явного конфликта интересов двух держав на постсоветском пространстве нет, хотя несогласия по ряду вопросов имеют место. Но контекст непонимания изменился. Как изменились и сами страны, бывшие объектами "большой игры". Собственным курсом идет Украина, свой самостоятельный выбор между Востоком и Западом делает Азербайджан.
Пол Грэм в этой связи отметил, что если на примере Грузии мир видел разность геополитических подходов наших стран, то в вопросе Нагорного Карабаха позиции Москвы и Вашингтона во многом схожи. "Никто не хочет новой войны, новой агрессии. Поэтому мы тесно работаем в рамках Минской группы и будем продолжать поддерживать любые мирные усилия", - заявил он.
Развивая эту тему, Алексей Пушков выразил свою позицию по так называемым "нерешаемым конфликтам", к числу которых он отнес проблему Нагорного Карабаха, Приднестровья, Северного Кипра. "Надо сохранить ситуацию там в рамках существующей. Не довести дело до "горячей" фазы. Удержать сползание затянувшихся конфликтов в военный рецидив - общая задача США и России", - подчеркнул он.
Но если активизация взаимодействия Москвы и Вашингтона оказывает благотворное влияние на процессы в таких странах, как Украина, Армения и других, то Восточную Европу пугает, уверен Пушков, призрак возвращения России.
"Ужасом для младоевропейцев стало бы вступление России в НАТО. Пытаясь как можно сильнее отдалиться от нас, они бы вновь оказались с Россией лицом к лицу. Именно поэтому их реакция на политику Обамы в отношении России совершенно шизофренична и истерична", - сказал он.
По его словам, в некоторых столицах считают, что в итоге Восточная Европа окажется под российским каблуком. Чтобы спать спокойно, они требуют гарантий антироссийской политики и мечтают о свертывании "перезагрузки".