ОБОБЩЕНИЕ - Генсек НАТО привез в Москву идеи общей ПРО
4 ноября 2010 года

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в ходе визита в российскую столицу, прошедшего под знаком подготовки к лиссабонскому саммиту альянса 19-20 ноября, представил предложения по участию РФ в совместной системе противоракетной обороны (ПРО). Эти идеи теперь будут тщательно изучены Москвой, исходя из позиций равноправного партнерства.

Когда представители СМИ спросили главу МИД РФ Сергея Лаврова о сути предложений, тот шутливо, но честно ответил: "Так я вам и сказал... мы же серьезные люди, мы же не можем сразу же бежать к прессе, когда мы только-только начали серьезный и профессиональный разговор".

Генсек НАТО много времени уделил общению с журналистами - дал пресс-конференцию в , выступил в эфире радиостанции "Эхо Москвы", ответил на вопросы на совместной пресс-конференции с Лавровым, и всякий раз говорил о благоприятных перспективах сотрудничества с Россией. Основной акцент Расмуссен сделал на эффективность возможного в будущем взаимодействия в сфере ПРО и сотрудничество в Афганистане.

Российский министр иностранных дел, в свою очередь, отметил, что главный вывод, который можно сделать по итогам переговоров Расмуссена в Москве, состоит в том, что стороны подтвердили "свою готовность и свою нацеленность на развитие нормальных, равноправных, взаимовыгодных отношений".

СЛИЯНИЯ ПРО РОССИИ И НАТО НЕ БУДЕТ

Как отметил Лавров, взаимодействие России и НАТО в области единой ПРО будет осуществляться только на равноправной основе; все окончательные решения по этому проекту альянса будут приняты после анализа современных угроз и вызовов.

Несмотря на то, что стороны отказались вдаваться в детали предложений по противоракетной обороне и четко дали понять, что работа по изучению взаимодействия систем только начинается, уже сейчас очевидно, что слияние систем ПРО НАТО и России в будущем вряд ли возможно.

"Я не предполагаю слияния наших систем в одну общую систему. У нас будет система, основанная на НАТО, и российская система. Суть вопроса в том, чтобы эти две системы взаимодействовали, чтобы у нас была общая "крыша безопасности" за счет обмена информацией. Отдельные системы, но в общей архитектуре сотрудничества, и теперь мы изучим этот вопрос. И такое может быть принято решение на саммите (20 ноября в Лиссабоне) - приступить к этой подготовительной работе", - сказал Расмуссен.

В ходе встреч в Москве он проинформировал российское руководство о том, в каком ключе будет обсуждаться проблематика ПРО на лиссабонском саммите. "Я добавил, что прекрасно понимаю, что Россия на этом очень раннем этапе, конечно же, должна прояснить целый ряд вопросов, и у нее есть законное право получить ответы на эти вопросы", - пояснил Расмуссен.

Он сообщил, что в Лиссабоне будет принято решение о расширении противоракетной обороны театра военных действий (ПРО-ТВД) до масштаба территориальной ПРО. То есть ПРО, которая предназначена для защиты развернутых воинских контингентов, может быть увеличена до масштаба территориальной противоракетной обороны.

"Решение по этому вопросу будет принято во время встречи в верхах в Лиссабоне, и нам очень хотелось бы сотрудничать с Россией также, когда речь заходит о территориальной ПРО", - сказал генсек. Для начала Расмуссен предложил возобновить совместные учения России и НАТО по ПРО на ТВД, которые проводились до начала 2008 года.

АФГАНИСТАН

Сотрудничество в решении проблем Афганистана - наиболее яркий пример взаимодействия РФ и НАТО.

Генеральный секретарь альянса сообщил, что видит возможность для расширения транзита военных грузов через Россию в Афганистан.

"Мы могли бы расширить транзит. Мы очень ценим то, что нам предоставлен транзит, который мы уже имеем и используем. Он очень помогает нам, но мы видим потенциал по расширению, и мы могли бы заключить новое соглашение по этому вопросу", - сказал он.

В том же ключе генсек высказывался в ходе визита в Москву еще в декабре 2009 года, но нынешнее заявление сделано незадолго до двустороннего саммита 20 ноября, что придает словам Расмуссена новое звучание.

Кроме того, по словам генсека, НАТО и Россия могли бы углубить сотрудничество в антинаркотической деятельности в Афганистане, особенно в сфере подготовки наркополицейских.

ПОЛИТИКА РАСШИРЕНИЯ АЛЬЯНСА НЕ МЕНЯЛАСЬ

Неожиданных решений на ноябрьском саммите НАТО по Грузии принято не будет. Что касается Украины, то НАТО может предложить Киеву сотрудничество по ПРО, наряду с Россией, сказал Расмуссен журналистам.

"Я говорил о сотрудничестве с Россией, но мне кажется, что это приглашение должно быть открыто для наших евроатлантических партнеров. То есть это тоже приглашение и Украине, если Украина того пожелает. Мы не исключаем этой возможности", - сказал Расмуссен, отвечая на вопрос, возможно ли, что украинская радиолокационная станция (РЛС) в Мукачево будет привлечена к работе в контексте переговоров России и НАТО по ПРО.

В связи с перспективами Грузии генсек сообщил, что эта страна "может ожидать, что мы вновь подтвердим то, что было решено в 2008 году во время встречи в верхах в Бухаресте". Он напомнил, что Грузии необходимо соответствовать необходимым критериям для того, чтобы стать членом НАТО.

НАДЕЖДЫ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ОТНОШЕНИЙ

Расмуссен надеется, что предстоящий саммит Россия-НАТО в Лиссабоне ознаменует модернизацию взаимных отношений. Об этом он заявил на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым, который будет присутствовать на этом саммите.

По словам Расмуссена, есть все возможности, чтобы лиссабонская встреча не только придала "свежий старт отношениям, но и ознаменовала модернизацию взаимных отношений".

Российский президент отметил, что ему "понравилось слово "модернизация" наших отношений". "Слово "модернизация" сейчас у нас в стране очень популярно", - сказал Медведев.

"В целом за последнее время отношения между Россией и НАТО стали более продуктивными, более насыщенными", - считает Медведев.

"Нас это радует, потому что это дает возможность более внимательно развивать сотрудничество и создавать более прочную систему безопасности в Европе и мире", - подчеркнул президент РФ.

С российской стороны во встрече участвовали министры иностранных дел и обороны Сергей Лавров и Анатолий Сердюков, постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин.

ПРЕПЯТСТВИЯ К СБЛИЖЕНИЮ

Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев призывает к сдержанным оценкам заявлений Расмуссена о сотрудничестве. По его словам, противоракетная оборона - это то самое звено, которое способно вовлечь "в очень серьезные отношения сотрудничества и даже партнерства", и вместе с тем, в альянсе есть члены, не стремящиеся к сближению с Россией.

"Конечно же, противоракетную оборону можно и нужно делать только в тесном сотрудничестве. Это должны в НАТО понимать. Если этого в НАТО не понимают, значит мы стоим на пороге очень серьезного нового кризиса в наших отношениях с Западом в целом и с НАТО в частности. И ничего хорошего из этого не выйдет", - отмечает эксперт.

Ознобищев считает, что для отношений РФ с альянсом характерно "периодическое нахождение в стадии заморозки", и практика, когда НАТО только уведомляет о своих решениях Москву касательно, например, действий в Афганистане, в дальнейшем недопустима.

"Это будет означать только, что НАТО не извлекала как организация никаких уроков из нашей истории, которая напоминает нам американские горки - абсолютно неровные отношения, которые на самом деле являются отношениями для бюрократической отчетности скорее, чем отношения, которые к чему-то серьезному могут привести", - сказал он.

Он не предсказывает кардинального сближения России с альянсом в ближайшем будущем, в частности, после ноябрьского саммита.

"Судя по докладу, который был сделан Мадлен Олбрайт, где снова мы находим элементы недоверия к России, то вполне возможно, что ничего и не произойдет", - сказал Ознобищев.

Доклад главы "Группы мудрецов" НАТО, экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт по новой стратегической концепции альянса, был представлен 17 мая в Брюсселе. В МИД РФ тогда отметили, что документ оставляет двойственное впечатление. Вопросы у российской стороны, в частности, вызывает предложение сохранить за НАТО "свободу рук" при принятии решений о применении силы, в том числе за пределами традиционной сферы ответственности.