Последняя гастроль: во Франции пройдет всеобщая забастовка против пенсионной реформы
28 октября 2010 года

Французские профсоюзные движения в четверг проведут очередную общенациональную забастовку и массовые манифестации против пенсионной реформы, проект которой окончательно утвердил парламент Франции.

Обсуждение реформы, предусматривающей повышение пенсионного возраста на два года, вызвало бурю протестов на всей территории Франции, которые с 12 октября продолжались практически не утихая. Однако несмотря на очевидное недовольство граждан - две трети населения страны поддерживали акции протеста - власти с самого начала заняли жесткую позицию, заявив, что твердо намерены воплотить реформу в жизнь. В среду парламент окончательно одобрил законопроект, который, вероятнее всего, в середине ноября благополучно будет подписан президентом Франции.

ПАРЛАМЕНТ - МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ

Дискуссии вокруг непопулярного законопроекта продолжались около трех месяцев. Особенно долго над документом спорили сенаторы: недовольное правительство дабы ускорить затянувшийся процесс вынуждено было потребовать провести в Сенате единое голосование по всему тексту документа, не голосуя за каждую поправку по отдельности. В общей сложности дебаты в верхней палате заняли 143 часа и стали самыми продолжительными в истории Пятой республики (с 1958 года).

Рассмотрение закона проходило на фоне выступлений граждан: в частности, забастовка привела к остановке всех 12 французских НПЗ, что вызвало острый дефицит топлива. На всей территории страны были затруднения с движением поездов, в некоторых городах время от времени блокировали автобусные парки. Где-то на работу перестали выходить мусорщики: в результате на центральных улицах одного только Марселя скопилось около 10 тысяч тонн мусора - такая концентрация отходов всерьез угрожала санитарной и пожарной безопасности.

Особенно громкими акции протеста стали с присоединением к ним молодежи: во многих городах шумные сборища лицеистов ежедневно вместо учебы высыпали на улицы, блокировали учебные заведения и устраивали митинги. Часто эти вступления перерастали в беспорядки и погромы: кадры с молодежью, громившей автобусные остановки, телефонные будки, поджигающей машины и швыряющей в полицию булыжники, обошли все крупнейшие мировые СМИ.

Тем не менее противники реформы фактически потерпели поражение: обсуждение закона, проходившее на фоне выступлений граждан, было, наконец, закончено, и обе палаты парламента, большинство в каждой из которых принадлежит правящей партии, поддержали пенсионную реформу. С началом осенних каникул протесты лицеистов разом прекратились, затруднения на транспорте стали значительно менее ощутимы, марсельские мусорщики вернулись на работу, а большинство НПЗ прекратили бастовать.

НА ИЗДЫХАНИИ

На некоторых предприятиях бессрочная забастовка продолжается, но постепенно сходит на нет. Самыми стойкими оказались нефтехимики: по-прежнему бастуют пять из 12 НПЗ во Франции. Все эти заводы принадлежат французской компании Total, сотрудники которой активнее всех включились в борьбу. Однако накануне один из заводов группы (всего их шесть) пошел на попятную: рабочие проголосовали за возвращение на производство. Сотрудники других заводов не скрывают, что хотели дотянуть до дня всеобщей забастовки и не исключают, что уже в пятницу также примут решение прекратить стачку.

Тем не менее большинство НПЗ ощущают недостаток сырой нефти, поставки которой были прерваны из-за забастовки в портах Фос-сюр-Мер, Гавра и Донжа, поэтому перезапуск заводов осложнен. При этом около 20% французских заправок по-прежнему остаются без горючего.

Продолжают бастовать железнодорожники, но и тут активистов остается все меньше и меньше.

Национальный день протеста подбодрит бастующих, но их силы на исходе. Ожидается, что в четверг будут отменены 20-40% высокоскоростных поездов TGV, 40% региональных экспрессов TER и половина междугородных экспрессов Corail. Международное сообщение практически не пострадает.

Бастовать будет и городской транспорт, но акция не сравнится с 12 октября. Тогда забастовка затронула 57 городов, а сейчас, как ожидается, их число сократится до 29. В Париже и столичном регионе, как утверждает транспортная компания RATP, трудностей практически не будет. Автобусы и поезда будут ходить нормально, но для поездок в аэропорт Руасси (имени Шарля де Голля) пассажирам пригородной линии RER B придется пересаживаться на Северном вокзале.

Крупнейший французский авиаперевозчик Air France намерен выполнить все дальнемагистральные рейсы и сократить число европейских и внутренних рейсов.

Принять участие в забастовке намерены также преподаватели вузов и госслужащие, причем профсоюзы призвали государственных работников к бессрочной забастовке еще с 25 октября. Не будет выходить часть программ на государственных радиостанциях и телеканалах, однако газеты с прилавков исчезнуть не должны.

КАНИКУЛЫ ИЛИ ПЕНСИИ

Профсоюзы, как и прежде, взывают к социальной ответственности студентов, которые одними из первых откликнулись на призыв 12 октября. Но тогда было учебное время, и возможно, что именно поэтому старшеклассники так охотно шли на баррикады, требуя отменить пенсионную реформу.

Ситуация изменилась: последние молодежные акции протеста прошли в Париже и в других городах страны во вторник, но в подавляющем большинстве случаев они были немногочисленными и завершились спокойно. Даже в таких крупных городах, как Гренобль и Тулуза, в демонстрациях приняло участие по десять человек.

Председатель Национального союза студентов Франции (Unef) Жан-Батист Прево, оправдываясь, заявил, что целью этих демонстраций было лишь подготовить протестующих к четвергу. И теперь организации студентов и лицеистов (Национальный лицейский союз (UNL) и Независимая демократическая лицейская федерация (Fidl) рассчитывают вновь вывести на улицы молодежь и повторить былые рекорды прошлой недели. Однако на каникулах, которые продлятся до начала следующей недели, выполнить задуманное им будет непросто.