ФСТ в четверг рассмотрит тарифы РЖД, электроэнергетики и ЖКХ
28 октября 2010 года
Правление Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ на заседании в четверг планирует рассмотреть ряд вопросов тарифного регулирования пассажирских железнодорожных перевозок, электроэнергетической отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, следует из повестки к заседанию правления.
ПАССАЖИРСКИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Правление ФСТ планирует рассмотреть вопрос об утверждении тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которые РЖД оказывает при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в российских регионах.
Правительство РФ в августе поручило ФСТ до 1 ноября установить данные тарифы. Также ведомству поручено разработать методику расчета затрат при формировании тарифов на перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом.
Пригородные пассажирские перевозки являются убыточными. Предполагается, что выпадающие доходы должны компенсироваться из региональных бюджетов, однако многие регионы не выполняют свои обязательства. Премьер-министр Владимир Путин на совещании по тарифам в мае в качестве одного из методов решения проблемы убытков РЖД по этому направлению обозначил корректировку межбюджетных отношений и трансфертов.
Минфину России поручено при подготовке предложений о распределении дотаций российским регионам учитывать их расходы на компенсацию потерь РЖД в пригородном железнодорожном сообщении. При этом Минфин и Минтранс должны предусмотреть при формировании федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов выделение средств регионам на компенсацию потерь на пригородном железнодорожном транспорте. Правительство также поручило сформировать рабочую группу из представителей Минтранса, Минрегиона, Минфина, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития и ФСТ для проведения мониторинга тарифов на перевозку пассажиров пригородными электричками.
Федеральный бюджет на 2010 год предусматривает субсидии РЖД на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате госрегулирования тарифов на грузовые перевозки, в размере 50 миллиардов рублей. Также выделяются субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате госрегулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования, в размере 27,795 миллиарда рублей.
В бюджете РФ на 2010 год предусмотрена компенсация железнодорожным организациям лишь "части потерь" в доходах в связи с установлением регионами льгот на проезд школьников и студентов в пригородном сообщении, на эти цели выделено 1,162 миллиарда рублей. В результате пригородные перевозки являются убыточным видом деятельности, поддерживаемым за счет финансового результата от других видов деятельности РЖД. Проблема возмещения выпадающих доходов РЖД от пригородных перевозок остро стоит на протяжении многих лет. В 2010 году компания ожидает расходы по пригородным перевозкам в 65 миллиардов рублей, а доходы - около 37 миллиардов рублей. То есть уровень покрытия действующими тарифами себестоимости составляет порядка 56%.
Ранее замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач сообщил, что РЖД и правительство РФ обсуждают объем компенсации компании в 2011 году от тарифного регулирования в объеме 75 миллиардов рублей из федерального бюджета.
ПЕРЕХОД ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ НА RAB-ТАРИФ
Правление ФСТ в четверг планирует вернуться к рассмотрению ряда решений по переходу электросетей на новый метод тарифного регулирования, которые уже обсуждались на заседании 26 октября и были отправлены на доработку.
Вновь в повестку правления включены предложения по переходу к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB-тариф), по предельным минимальным уровням тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории субъектов РФ в 2010-2015 годы и вопрос об утверждении платы за технологическое присоединение потребителей электрической энергии, электрогенерирующих и электросетевых объектов к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
RAB - долгосрочная методика расчета тарифов (от Regulatory Asset Base - регулируемая база капитала). Считается, что RAB-система позволяет осуществлять инвестиции без существенного роста тарифов для потребителей. RAB осуществляется исходя из трехлетнего и пятилетнего периода возврата денег. В рамках реформирования электроэнергетики предполагалось, что межрегиональные распредсетевые компании (МРСК) и Федеральная электросетевая компания (ФСК ЕЭС, управляет магистральными линиями электропередачи) в 2010 году перейдут на новый метод расчета тарифов. Соответствующее решение правительство приняло в 2009 году. Позднее процесс был приостановлен в связи со снижением уровня электропотребления из-за кризиса.
Цена электроэнергии в РФ для конечного потребителя складывается из следующих составляющих: 7% - оплата услуг магистральных сетевых компаний (Федеральной сетевой компании), 30% подлежит уплате распределительным сетям низкого напряжения (МРСК), 60% средств поступает на счета генерирующих компаний (ОГК, ТГК, "РусГидро"), а оставшиеся 3% получают энергосбытовые компании.
Правление ФСТ в начале октября установило предельный уровень роста тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в 2011 году в среднем по РФ в размере 10%. В 2010 году тарифы на электроэнергию для населения выросли на 10%, а для промышленных потребителей - на 7,6% (в 2009 году - на 25% и 19% соответственно).
В соответствии со сценариями развития экономики РФ на ближайшие три года, одобренными правительством и опубликованными в июне, рост регулируемых тарифов на электроэнергию в 2011 году прогнозировался в 12-13%, в 2012 году - 11-12%, в 2013 - 10-11%.
БАЛАНС ЭЛЕКТРОПОТРЕБЛЕНИЯ РФ
Кроме того, в повестку заседания правления в четверг включены вопросы о внесении изменений в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии РФ на 2011 год.
ФСТ в июле предварительно утвердило энергобаланс на 2011 год. Согласно законодательству корректировки в баланс могут вноситься до 1 ноября. Позднее ФСТ продлило срок внесения изменений еще на один месяц в связи с необходимостью выработки согласованного решения по учету в прогнозном балансе мощности вновь вводимого в эксплуатацию генерирующего оборудования.
В утвержденном в июле документе производство электроэнергии в 2011 году ожидается в 1,026 триллиона кВт.ч, а потребление - 1,011 триллиона кВт.ч. Рост показателей относительно прогноза на 2010 год составляет порядка 3%.
Разработанная Минэнерго РФ и утвержденная в июне правительством Генсхема развития электроэнергетики РФ на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года предусматривает ежегодный рост электропотребления на 3,1%, или 1,86 триллиона кВт.ч по максимальному варианту. Базовый вариант предусматривает рост потребления на 2,2%, или 1,553 триллиона кВт.ч.
Прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии формируется с целью удовлетворения спроса потребителей электроэнергии и мощности, а также обеспечения надежного энергоснабжения потребителей и минимизации затрат на производство и поставку электроэнергии. Энергобаланс является основой для расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность.
ПРЕДЕЛЬНЫЕ УРОВНИ РОСТА ТАРИФОВ НА ВОДОСНАБЖЕНИЕ
Правление ФСТ на заседании в четверг планирует принять решение об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год.
Правительство РФ в конце марта поручило Федеральной службе по тарифам осуществлять контроль за размером платежей граждан за коммунальные услуги.
В 2010 году был осуществлен переход на новую модель ценообразования соответствующих тарифов. Так, была введена новая система распределения полномочий при определении тарифов, и право устанавливать тарифы на все виды коммунальных услуг, за исключением теплоснабжения, перешло на уровень регионов, а те, в свою очередь, делегировали часть полномочий муниципалитетам. В связи с тем, что утверждение нормативов потребления тепла и воды было передано муниципалитетам, в ряде регионов произошел многократный рост фактических платежей за тепло и воду.
Так, в начале 2010 года по 1046 муниципальным образованиям темп роста платежей граждан за коммунальные услуги превысил 25%. В отдельных случаях были примеры повышения платежей на 30 и более процентов.