Зонд Dawn раскрыл секрет "вечной молодости" астероида Веста
31 октября 2012 года

Снимки с зонда Dawn показали, что астероид Веста сохраняет свою "вечную молодость" благодаря толстой "шубе" из астероидной крошки на ее поверхности, постоянное перемешивание которой защищает Весту от разрушительного действия солнечного ветра, говорится в двух статьях, опубликованной в журнале Nature.

Большинство безвоздушных небесных тел Солнечной системы непрерывно находятся под воздействием солнечного ветра. Частицы материи Солнца сталкиваются с поверхностью Луны и астероидов, постепенно разрушая верхние слои породы и насыщая их водородом и другими элементами. Как правило, лунный грунт и породы астероидов темнеют под действием солнечного ветра, накапливая в себе темные частицы металлов.

Данное представление пошатнулось в мае 2012 года, когда международная группа планетологов опубликовала первые данные о рельефе астероида Веста, полученные американским зондом Dawn. Оказалось, что поверхность Весты не похожа по своему облику на Луну или некоторые другие астероиды. В частности, на ней отсутствовали следы эрозии, вызванные солнечным ветром, и присутствовали загадочные светлые и темные полосы.

АСТЕРОИД-"ЗЕБРА"

Две группы астрономов под руководством Томаса Маккорда (Thomas McCord) из института Bear Fight в Уинтропе (США) и Карлы Питерс (Carle Pieters) из Брауновского университета в городе Провиденс (США) попыталась найти объяснение этим аномалиям, изучив снимки, полученные широкоугольной камерой FC и инфракрасным спектрометром VIR.

Маккорд и его коллеги проанализировали расположение светлых и темных участков на поверхности Весты и изучили их свойства.

По словам ученых, белые и темные полосы состоят из двух различных типов минералов. Так, светлые участки Весты сложены из пироксена и других вулканических пород, а темные участки - из материи, похожей по своему химическому составу на примитивные астероиды из класса углистых хондритов.

Эти сведения заставили авторов статьи предположить, что залежи темной породы являются крошкой из астероидов, недавно упавших на поверхность Весты. В пользу этого говорит то, что вкрапления материи хондритов встречаются в упавших на Землю метеоритах, отколовшихся от поверхности Весты.

По расчетам планетологов, за последние 3,5 миллиарда лет на поверхность Весты могло упасть примерно 300 крупных хондритов диаметром до 10 километров, покрывших поверхность астероида слоем крошки толщиной в 1-2 метра. Авторы статьи считают, что эта "шуба" могла защитить пироксеновые породы Весты от разрушительного действия солнечного ветра и сделать ее "вечно молодой".

ЖЕЛЕЗНЫЕ СЛЕДЫ СОЛНЦА

Группа астрономов под руководством Карлы Питерс подтвердила предположения своих коллег, попытавшись найти в почве Весты микроскопические вкрапления железа и других металлов, попадающих на безвоздушные тела Солнечной системы вместе с солнечным ветром. Подобные частицы были найдены на поверхности Луны и в пылинках, которые собрал японский зонд "Хаябуса" на поверхности астероида Итокава.

Авторы статьи попытались найти наночастицы железа (Fe), изучив спектр пород на краях самых свежих кратеров в постоянно освещенных и затененных уголках Весты. По замыслу ученых, разница в доле Fe в этих кратерах должна была показать, подвергается ли Веста бомбардировке солнечным ветром и какой след он оставляет на ее поверхности.

К удивлению авторов статьи, спектр всех точек на кромках кратеров не содержал в себе линий, характерных для железа в породах Луны и Итокавы. Этот вывод подтвердил гипотезу Маккорда и его коллег о том, что породы Весты защищены от эрозии толстым "одеялом" из астероидной крошки.

Как полагают Питерс и ее коллеги, это одеяло не стоит на месте - оно постоянно "взбивается" и перемешивается в результате падений небольших астероидов. В результате этого атомы железа и других металлов, падающих на Весту вместе с солнечным ветром, не объединяются в характерные шарики, присутствующие в лунном грунте и пылинках с Итокавы, а распределяются внутри "шубы" Весты.

Исследователи полагают, что подобные процессы могут происходить и на других крупных астероидах, в том числе и на Церере - следующей цели зонда Dawn.

"Церера является самым большим астероидом в поясе между Марсом и Юпитером, и кроме того, ее поверхность очень темная. Скоро мы узнаем много нового о темном материале, который сделал Весту такой интересной для астрономов", - заключает один из авторов статьи и руководитель миссии Dawn Кристофер Расселл (Christopher Russell) из университета штата Калифорния в городе Лос-Анджелес (США).