Павильон Москвы открывается на 9-ой Шанхайской биеннале современного искусства
2 октября 2012 года

Россия представит на открывающейся во вторник 9-й Шанхайской биеннале современного искусства выставку "Москва, населенная призраками", сообщили в фонде Stella Art Foundation, который занимался организацией проекта.

Биеннале с общей темой "Реактивация" впервые пройдет в реконструированной тепловой электростанции, которая в будущем станет Национальным музеем современного искусства. Ее главным куратором стал пекинский скульптор и художник Цю Чжицзе, а сокураторами - критик и философ Борис Гройс, занимавшийся российской экспозицией на прошлой Венецианской арт-биеннале, директор центра современного искусства в Сан-Франциско Йенс Хоффманн и Джонсон Чанг, приглашенный профессор Академии искусств в Ханчжоу, директор галереи Hanart TZ и член правления Арт-архива Азии.

Еще одно нововведение - изменение структуры биеннале, в которую к основному проекту добавились национальные павильоны. Такой же принцип существует и на Венецианской арт-биеннале с той разницей, что в Италии они носят названия стран, а в Китае - городов, среди которых, помимо Москвы, есть Барселона, Дюссельдорф, Лион, Стамбул, Гонконг и Мумбай.

Несмотря на ориентацию на международное искусство, работы на Шанхайской биеннале цензурируются. За месяц до ее открытия стало известно, что по этой причине от участия в российской выставке отказался художник Юрий Альберт - речь шла о проекте "Московский выбор", который в прошлом году получил "Премию Кандинского" в главной номинации.

Как рассказывал ранее директор по развитию Stella Art Foundation и куратор экспозиции Николай Молок, наличие цензоров для них новостью не стало - об этом они были предупреждены заранее, но претензия к проекту Альберта стала сюрпризом, поскольку он не затрагивал китайские проблемы.

Таким образом, в павильоне Москвы будет демонстрироваться работы не четырех, а трех художников - Андрей Филиппов в поисках национальной истории возвращается к идее "Москва - Третий Рим".

"Он настаивает, что русская история может существовать только в контексте византийской культурной традиции. Однако, вводя в свои работы метафоры революционного прошлого, он подчеркивает, что византийская модель империи в русском сознании навсегда соединена с советской моделью империи", - отмечают организаторы выставки.

Дмитрий Гутов специально для биеннале сделал масштабную инсталляцию по мотивам своего проекта "Институт Лифшица", а Анатолий Осмоловский создает теоретический и научно-просветительский журнал "База" и одноименный учебный институт, в котором, подобно профессорам Вхутемаса 1920-х, преподает студентам историю, теорию и практику современного искусства.

Шанхайская биеннале современного искусства продолжит свою работу до 31 марта.