МЭР РФ просит Минтранс доработать проект закона о регулярном пассажирском ж/д сообщении
16 октября 2012 года

Минэкономразвития РФ просит Минтранс доработать проект федерального закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ", соответствующее заключение опубликовано во вторник на сайте МЭР.

Проект был опубликован Минтрансом в конце августа текущего года.

Представители РЖД не раз говорили о необходимости принять этот документ, в котором будут закреплены права и обязанности всех участников перевозочного процесса и закреплены источники субсидий. Вице-президент РЖД, генеральный директор ФПК Михаил Акулов в конце июля говорил, что в результате переговоров с причастными министерствами и ведомствами сняты практически все замечания по проекту этого федерального закона. Законопроект, по его данным, предполагается повторно внести в правительство страны на рассмотрение в третьем квартале.

Проект документа регулирует отношения, связанные с организацией регулярного пассажирского сообщения в РФ железнодорожным транспортом общего пользования. Целью закона является определение системы мер по организации регулярного пассажирского сообщения железнодорожным транспортом, в том числе направленных на обеспечение гарантированного транспортного обслуживания населения и создания эффективного организационно-правового механизма их реализации.

Разработчиком, говорится в заключении МЭР, не конкретизирована проблема, наличие которой указывает на необходимость введение предлагаемого регулирования. Кроме того, отмечают в Минэкономразвития, согласно расчетам, приведенным в пояснительной записке к документу, реализация проекта приведет к административным издержкам органов исполнительной власти: расходы федерального бюджета на создание предусматриваемого проектом Управления пассажирских перевозок по организации регулярного пассажирского сообщения в РФ составят 46,04 миллиона рублей в год.

ФИНАНСИРОВАНИЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗЧИКАМ

Проектом закона устанавливается, что финансирование услуг по использованию инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования осуществляется за счет бюджетной системы РФ. Таким образом, говорится в заключении МЭР, разработчиком предлагается возмещение госиздержек за использование инфраструктуры ж/д транспорта, как для перевозчиков пригородного сообщения, так и для перевозчиков дальнего следования. В соответствии со сложившейся практикой 2011-2012 года, отмечают в Минэкономразвития, датирование расходов на оплату услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта осуществляется исключительно в отношении перевозчиков пригородного сообщения.

"В отсутствии обоснования необходимости указанного перераспределения издержек субъектов предпринимательской деятельности на бюджеты РФ, в целях исключения рисков возложения избыточных расходов на бюджеты РФ, считаем целесообразным исключить из категории перевозчиков, в отношении которых разработчиком предусматривается соответствующее государственное софинансирование издержек на железнодорожную инфраструктуру, перевозчиков дальнего следования", - говорится в заключении.

Проект также предусматривает меры коррекции размера выплат перевозчику в рамках госконтракта в зависимости от сложившейся цены (тарифа) на ж/д инфраструктуру, что, в свою очередь, может привести к необоснованным расходам бюджетов РФ, сказано в заключении.

Кроме того, разработчиком не конкретизируются указные в проекте требования к качеству предоставляемых перевозчиком услуг, равно как и не указывается на возможность или необходимость определения и закрепления таких требований в рамках иных нормативных правовых актов.

"В этой связи может быть высказано сомнение в возможности практической реализации предложений разработчика о повышении (стандартизации) условий пассажирских железнодорожных перевозок в рамках настоящей редакции проекта акта", - говорится в заключении.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОВЕРКИ

При рассмотрении проекта сомнения экспертов вызвала "целесообразность ориентации разработчика на внедрение новых технологий, как на самоцель государственного регулирования в сфере железнодорожного пассажирского сообщения".

"Очевидно, что технологическое обновление основных фондов может рассматриваться как механизм оптимизации условий предоставления тех или иных услуг, качества таких услуг, но представляется сомнительным целесообразность позиционирование новых технологий в качестве конечной цели либо задачи госрегулирования", - говорится в заключении.

Кроме того, проектом предусматривается право госзаказчика в любое время проверять ход и качество оказания исполнителем услуг по организации ж/д сообщения, не вмешиваясь в деятельность такого исполнителя.

"Между тем разработчиком не приводится оценки практической возможности проведения таких проверок, которые по умолчанию не были бы сопряжены с риском вмешательства в деятельность перевозчика, равно как и оценки эффективности таких проверок", - говорится в заключении.

"По итогам оценки регулирующего воздействия проекта акта считаем, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы", - констатируют в МЭР, добавляя, что при учете замечаний проект акта не будет содержать положений, вводящих избыточные ограничения и обязанности для бизнеса, а также способствующих возникновению необоснованных расходов.

РЕАКЦИЯ

Законопроект был ранее размещен на сайте Минэкономразвития и направлен в Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "Опора России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско - Германскую внешнеторговую палату, а также органы госвласти ряда субъектов РФ.

Перечисленные институты призвали разбить пригородные маршруты по видам - региональные, межсубъектные и международные, уточнить порядок организации госзаказа на международные пригородные маршруты (в частности Россия - Украина), а также отразить порядок ведения реестра международных пригородных маршрутов.

Правительство Хабаровского края, в свою очередь, представило расчеты и оценки возможных финансово-экономических последствий для данного региона в случае реализации предлагаемого регулирования: согласно позиции региона, выделение допсубсидий не представляется возможным в связи с дефицитом краевого бюджета.