Европа сегодня должна обратиться к наследию Византии, считают участники Родосского форума
5 октября 2012 года
Участники Родосского форума "Диалог цивилизаций" заявили в пятницу о развитии "византийской ветви европейской культуры", которой не подходит система либеральных ценностей, и призвали мировое сообщество отказаться от негативных мифов о Византии и создать Международный институт византийского наследия.
САМОБЫТНОСТЬ ВОСТОЧНО-РИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
"Существует самостоятельная византийская ветвь европейской культуры, исторически сформировавшаяся на основе древних греческой и римской культур и на христианских ценностях", - сказал директор Центра восточно-христианской культуры МГУ, член-корреспондент Российской академии художеств, византолог Алексей Лидов.
Он провел в рамках форума на Родосе круглый стол "Византийское наследие и его значение для европейской цивилизации", собравший сотни участников из десятков стран мира.
По мнению Лидова, навязываемая сегодня жителям Европейского континента система либеральных ценностей входит в противоречие с продолжающей свое существование византийской культурой.
"Необходимо создать в одной из европейских стран постоянно действующий Международный институт византийского наследия - как место встречи, достижения взаимопонимания и непрекращающегося диалога цивилизаций", - убежден российский византолог.
Как и многие другие участники форума, он подверг критике стереотипные представления о Византии как о тоталитарном государстве, заверив, что она таковым не была.
ХРИСТИАНСТВО И ИСКУССТВА
"Я хочу защитить Византию (империю, существовавшую тысячу лет) от льющейся на нее грязи", - заявила одна из ведущих современных историков Византии из Королевского колледжа Лондона Джудит Херрин.
По ее словам, современная Европа очень многим обязана Византии: от христианского влияния до пользования вилкой. Ее воины сдерживали орды арабских завоевателей, она оставила богатейшее архитектурное, иконографическое наследие, распространила традицию шелкопрядения, развила дипломатию, предоставила немало прав женщинам, позволив им получать образование, становиться поэтами и драматургами.
"Нередко можно встретить предвзятое отношение Запада к византийской архитектуре и политизированный подход к Византии, к Балканам", - отметил заслуженный профессор Принстонского университета США Слободан Курчич.
В пример он привел западноевропейское издание о памятниках средневековой Албании, в котором, по его словам, "все очень политизировано, не имеет никакого отношения к византийской истории, зато разжигает национальную гордость", в частности, огромным албанским флагом на обложке книги.
"Ученые манипулируют историей, в том числе историей искусства, в политических целях", - предостерег профессор.
ИСИХАЗМ И ЦЕЗАРЕПАПИЗМ
"Византийский исихазм (аскетическая духовная традиция молчальничества) стал одним из стержней духовного мира всего православия. Во всех ареалах восточно-христианской цивилизации образовались свои ветви исихазма... говорят, что в России исихазм обрел вторую родину", - сказал представитель Института философии РАН профессор Сергей Хоружий.
По его оценкам, исихазм и сегодня сохраняет большое значение в православном мире. Его роль возрастает и на общечеловеческом уровне - как определенной (аскетической) практики построения человеческой личности (приближения к Богу, "обожения") и социализации личности (исихасты, достигшие вершин в самосовершенствовании, выходили из затворничества, чтобы духовно помогать другим людям).
Однако в массовом сознании и даже в трудах ученых прошлого века Византия, по словам Хоружего, больше ассоциировалась не с богатейшей духовной традицией исихазма, а с "пресловутой концепцией цезарепапизма".
"Современные научные исследования не подтвердили ни представление об обожествлении персоны императора, ни что император присваивал себе иерейскую (священническую) харизму. Главная сакральная нагрузка была не за императором, а за империей", - пояснил ученый.
Вместе с тем он признал "сакрализацию империи" проявлением язычества.
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ КАК ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЕ СВЯТЫЕ
Представитель Римско-Католической церкви, секретарь Конгрегации по делам Восточных Церквей, итальянец архиепископ Кирилл Василь посвятил свое выступление святым равноапостольным солунским братьям Кириллу и Мефодию, которые, по его словам, соединили Рим, Византию и Восток.
"В Католической церкви они считаются апостолами всей Европы, их наследие включено в основополагающие документы Евросоюза", - сказал архиепископ.
Святой Кирилл, отметил он, был великим философом - и невозможно отрицать его вклад в современную сокровищницу знаний, в диалог Востока и Запада, в достижение взаимопонимания и единства между ними, именно на его философии сегодня во многом базируется диалог с иудаизмом и исламом.
"Серьезное значение в его трудах имеет экуменическое (объединительное) измерение. Кирилл и Мефодий впервые объединили Византию с Римом. Они принесли на Восток алфавит, переведенную Библию... Иоанн Павел Второй провозгласил Кирилла и Мефодия общеевропейскими святыми... Сейчас это послание становится все более важным в Европе. Это пример добрососедства, который сегодня Европа могла бы развивать", - считает секретарь Конгрегации по делам Восточных церквей.
РАЗВЕНЧАНИЕ МИФОВ
Декан исторического факультета МГУ, академик РАН Сергей Карпов пересмотрел влияние Запада на Византию, отметив, что от Юстиниана до Карла Великого "больших конфликтов не было", а "истинный разрыв Запада и Востока произошел в 1204 году, когда четвертый крестовый поход обозначил фактически уже другой этап отношений, и в греческом мире эта рана никогда не была прощена".
Тем не менее Карпов подчеркнул, что "византийский компонент всегда был компонентом общеевропейской культуры". "Мы принадлежим к одному культурному срезу - империя Роминов", - добавил он.
Участники дискуссий отметили также, что негативное восприятие Византии в российском обществе, особенно в блогосфере, где часто встречаются такие понятия, как "византийщина", "византийская роскошь, лукавство, коварство", основано на искажении исторической правды в угоду идеям эпохи революции и либерализма.
Эксперты пришли к выводу о том, что культурное наследие Византии, "принцип полиэтничности при сохранении конфессионального и государственного единства", знаменитая "симфония властей", традиционализм и сакральные истоки искусства - все это должно быть вновь продемонстрировано мировому сообществу "как новый цивилизационный ресурс".
ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций" - некоммерческая неправительственная международная организация, учрежденная в 2002 году с целью поиска альтернативных путей мирового развития в условиях глобализации. Президент-основатель форума - глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин. Штаб-квартира форума зарегистрирована в Австрии, его Международный координационный комитет возглавляет бывший генсек Совета Европы Вальтер Швиммер. Сопредседатели Родосского форума, наряду с Якуниным, - бывший федеральный канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр и профессор университета Нотр-Дам Фред Деллмайер (США).
Форум поддерживают государственные, общественные, религиозные лидеры, ученые и деятели культуры стран Европы и Азии, ближневосточного региона, Северной и Южной Америки. Форум работает со многими общественными организациями и международными институтами по всему миру. В их числе ООН, ЮНЕСКО, АЛЕКСО (Организация Лиги арабских государств по вопросам образования, культуры и науки), Совет Европы, Организация исламская конференция.
Юбилейная 10-я сессия "Диалога цивилизаций" проходит на Родосе 3-8 октября. Она посвящена теме "Диалог во времена глобальных трансформаций" и собрала около 500 экспертов в области политики, экономики, религии, науки и культуры из 80 стран.