Военные эксперты по-разному оценили необходимость разработки в РФ новой жидкостной ракеты
16 декабря 2011 года
Российские военные эксперты разошлись в оценках необходимости создания в России новой жидкостной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) для преодоления перспективной противоракетной обороны США.
Командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-лейтенант Сергей Каракаев в пятницу заявил журналистам, что решение о создании в России нового ракетного комплекса шахтного базирования с жидкостной тяжелой ракетой уже принято. Ожидается, что комплекс будет иметь повышенные возможности по преодолению перспективной ПРО США. Новая ракета должна заменить известную по всему миру тяжелую баллистическую ракету Р-36М2 "Воевода", известную на Западе под именем "Сатана".
Член президиума общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко считает, что тратить большие деньги на создание новой мощной жидкостной МБР экономически нецелесообразно, лучше сосредоточиться на повышении боевого потенциала и увеличении выпуска твердотопливных ракет типа "Ярс" и "Булава".
"Бюджет у нас не резиновый, мы не СССР, потому все возможные силы и средства надо сосредоточить на твердотопливных МБР. В условиях ограниченных средств, выделяемых на гособоронзаказ, нецелесообразно размазывать деньги как масло тонким слоем на бутерброд, в этих условиях необходимо сосредоточиться на увеличении темпов выпуска новых баллистических ракет РС-24 "Ярс" и морского базирования "Булава", повышения их боевого потенциала", - заявил Коротченко .
Кроме этого, надо учитывать условия договора между РФ и США по стратегическим наступательным вооружениям, подчеркнул эксперт.
В свою очередь, бывший начальник главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин придерживается противоположной точки зрения.
"Для надежного прорыва ПРО ракета должна иметь возможность вывести большую полезную нагрузку в космос, чтобы можно было установить большое количество ложных боевых блоков и других средств противодействия ПРО", - пояснил он .
По словам эксперта, полезный вес головной части твердотопливных ракет ограничен где-то одной тысячей тонн, тогда как жидкостная ракета может нести 8 тысяч тонн.
"Это значительно большее боевое оснащение, которое гарантированно способно прорывать ПРО. Все, что уже существует и будет создано к 2020 году в РВСН - это адекватный ответ на угрозы со стороны американской ПРО, в том числе на размещение ее систем в Европе", - добавил Есин.
Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок считает, что оба направления имеют право на жизнь, однако как и Виктор Есин, первенство отдает жидкостным ракетам.
"Я считаю, надо развивать и твердотопливные и жидкостные МБР, но приоритет должен быть отдан жидкостным. Если мы перейдем только на твердотопливные, то не сможем вывести в космос более тысячи тонн полезной нагрузки, а сейчас нам надо в первую очередь вывести в космос большую полезную нагрузку с настоящими и ложными ракетами - которые, кстати, стоят 20-30 тысяч долларов каждая", - подчеркнул Цыганок.