Саммит ЕС может принять решения по усилению бюджетной интеграции в еврозоне
8 декабря 2011 года
Саммит глав государств Евросоюза пройдет 8-9 декабря в Брюсселе, рынок и аналитики не исключают решений по усилению бюджетной дисциплины и укреплению финансового союза в еврозоне, на долгожданную модернизацию ЕФФС и более быстрый ввод в эксплуатацию постоянного Механизма финнстабильности, что может зажечь хоть немного света в темном тоннеле долгового кризиса.
До сих пор до конца не ясно, какие конкретно меры по экономике, бюджетам и борьбе с кризисом в целом обсудит предстоящий саммит. Лидеры ЕС в конце октября уже выработали специальный обобщающий пакет по этому вопросу, однако до сих пор прорабатываются его детали. Пакет включат рекапитализацию крупнейших европейский банков, увеличение до 1 триллиона евро Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС), правда затем от этой суммы отказались. Также он предусматривал второй пакет спасения Греции от дефолта на сумму более 100 миллиардов евро, со списанием ее долга, находящегося на руках у частных инвесторов, вплоть до 50%. Европейская банковская ассоциация (ЕВА) обещает вечером в четверг дать рекомендации по рекапитализации банков, Еврогруппа в ноябре предложила две схемы увеличения ЕФФС, однако, возможно, саммит предложит новые варианты наращения антикризисных механизмов.
Исходя из повестки дня, теперь лидеры Евросоюза от относительно частных вопросов перейдут к более общим. Дискуссии будут направлены на усиление бюджетной дисциплины, поиск пути к реальному фискальному союзу в еврозоне, который бы смог стать фундаментом союзу монетарному. Это, возможно, потребует и изменения договоров, на основе которых функционируют ЕС и зона единой европейской валюты, чему также будет уделено внимание саммита.
Аналитики и чиновники еврозоны неоднократно заявляли, что без фискального союза трудно обеспечивать стабильность евро и бороться с кризисом, непросто удерживать отдельные государства от чрезмерных заимствований и бюджетных трат.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ
Лидеры ЕС соберутся 8 декабря на неформальный ужин, где обсудят наболевшие вопросы. Решения будут приниматься на следующий день, гласит официальная повестка встречи.
Глава саммита Херман ван Ромпей подготовил отчет для предстоящей встречи. "Туда вошли вопросы экономической координации и сближения в еврозоне, бюджетной дисциплины, включая возможные изменения договоров, усиление существующих антикризисных механизмов ЕФФС, постоянного Механизма финансовой стабильности, МВФ", - говорится в материалах ЕС.
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу в интервью немецкой Die Welt сообщил, что существенным элементом встречи на высшем уровне будет бюджетная консолидация в еврозоне и ЕС. "Важным для меня является новый фискальный пакт", - сообщил он.
В настоящее время в ЕС действует ряд документов, обуславливающих бюджетные нормы отдельных стран союза. В частности, запрещено иметь госдолг выше 60% ВВП и дефицит бюджета выше 3% ВВП, но эти нормы нарушаются повсеместно. Осенью была выработана система штрафов за неисполнение требований, она вступит в силу в ближайшие дни, однако на первый взгляд ее применение выглядит сложным. Аналитики не исключают, что саммит может выработать более автоматические наказания.
Пресс-секретарь ЕК Пиа Ахренкильде Хансен сообщила в среду, что Еврокомиссия поддержала бы возможное "двухуровневое изменение договора", на основе которого действует ЕС и еврозона. Она не стала детализировать эти уровни, отметив, что речь идет о статьях, которые можно поправить быстро и статьях, изменение которых потребует большего времени. Необходимость менять соглашения - важный вопрос для лидеров ЕС, так как он может затянуть процесс воплощения идей саммита.
"В последние месяцы были приняты важные решения по усилению экономического управления, поддержке роста и создания рабочих мест. Теперь пришло время полностью притворить их в жизнь. Этот сигнал мы должны дать в наших решениях", - пишет ван Ромпей в своем пригласительном письме на саммит.
Глава Еврокомиссии на этой встрече планирует выступить с инициативой модернизации постоянного механизма финансовой стабильности, в том числе, чтобы он начал работу раньше - уже в 2012 году, сообщила Ахренкильде Хансен. Аналитики не исключат, что оба фонда - временный и постоянный, какое-то время будут существовать параллельно. ЕФФС имеет обязательства по кредитованию Португалии и Ирландии, он должен прекратить свою работу, по нынешним нормам, лишь в середине 2013 года.
Существующее соглашение о постоянном механизме предполагает, что он заработает в середине 2013 года. И механизм и фонд нацелены на поддержку проблемных стран еврозоны, однако ЕФФС не имеет статуса международного финансового института, поэтому инвестиции в него отдельных государств увеличивают объем их государственного долга. ЕФФС сформирован за счет гарантий стран еврозоны, эффективная кредитная мощность его составляет 440 миллиардов евро. Власти ЕС стремятся увеличить этот фонд на случай необходимости оказания помощи другим странам еврозоны, а также после появления у него новых функций: участия в рефинансировании банков и возможности покупать суверенные бонды. Однако сделать это за счет дополнительных госгарантий в регионе, где бушует долговой кризис, нельзя. Ранее Еврогруппа предположила, что увеличить этот фонд можно будет за счет частных средств.
Постоянный Механизм финансовой стабильности имеет статус международного фининститута, поэтому инвестиции в него госдолг не увеличивают. Ранее еврозона договорилась, что эффективный объем фонда составит 500 миллиардов евро.
СКЕПТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
Рынок, ждавший еще в начале недели позитива от саммита, теперь, кажется, сомневается в "положительности" его итогов. Негатива добавили сообщения СМИ о том, что власти Германии с пессимизмом оценивают способность европейских властей договориться о конкретных мерах по разрешению долгового кризиса.
О скептицизме рынка свидетельствует динамика торгов. Ведущие европейские фондовые индексы завершили среду снижением, американские и азиатские индексы растут, стоимость золота увеличивается, доходность десятилетних US Treasuries сокращается.
"Мы по-прежнему не предполагаем, что какие-либо устойчивые решения по долговому кризису будут приняты в ближайшие недели. Также как и не будет какого-либо прорыва на саммите ЕС 9 декабря. Однако мы ожидаем прогресса в выстраивании бюджетных правил", - пишет старший аналитик Raiffeisen research Валентин Хофштеттер.
Эксперты Barclays Capital несколько иного мнения. "Саммит может удивить, предоставив столь необходимые долгосрочные меры по фискальной интеграции. Они дадут возможность восстановления рынку суверенных облигаций периферийных стран, а также экономическому росту (в еврозоне)", - пишут аналитики.
Они считают, что лидеры стран единой европейской валюты теперь оказались под давлением международного рейтингового агентства S&P, пригрозившего снижением оценок государств объединения, если решения по выходу из кризиса не будут найдены. Пересмотр агентством рейтингов 15 государств еврозоны означает, что они могут быть снижены с 50-процентной вероятностью в течение 90 дней. Потеря крупнейшими экономиками еврозоны своих наивысших оценок может подлить немало масла в огонь европейского кризиса. Кроме того, это повлияет на рейтинг ЕФФС, его займы на рынке станут пользоваться как минимум меньшим спросом, а доходность вырастет. Это, в лучшем случае, ухудшит условия кредитования проблемных стран - Ирландии и Португалии. ЕФФС, имеющий в своем распоряжении лишь гарантии стран еврозоны и опирающийся на их рейтинги, пока спасает проблемные страны лишь за счет продажи частным инвесторам своих облигаций под эти гарантии.
Barclays Capital считает, что временные ограничения и опасения снижения рейтингов давят на политиков, чтобы те дали резонный ответ кризису.
Аналитики также предупреждают, что даже в случае прихода принятия важных решений, реализовать их необходимо быстро.
"На своем горьком опыте мы уже узнали, что разрыв во времени между решениями и их воплощением преисполнен их размыванием и появлением неопределенности", - отмечает директор отдела европейской экономики Credit Suisse Кристель Аранда-Хассель.