Российская гуманитарная помощь вышла из блокады в Косово
16 декабря 2011 года

Российские грузовики с гуманитарной помощью для сербов в ночь на пятницу пересекли административную границу между Сербией и Косово после трех дней простоя, передает корреспондент .

Это стало возможным после того, как вопрос о проезде конвоя был принципиально решен сначала на саммите Россия-ЕС в Брюсселе, а затем на месте в ходе консультаций российских дипломатов, представителей МЧС, руководителей сербских муниципалитетов на севере Косово и Миссии ЕС в Косово (EULEX).

Сейчас автомобили подошли к месту разгрузки в населенном пункте Звечан в районе города Косовска-Митровица на складе Красного Креста. Эта организация займется дальнейшим распределением помощи нуждающимся.

ПРОБКА НА ГРАНИЦЕ

Проблемы с пропуском автоколонны из 25 фур МЧС РФ, направляющихся в город Косовска-Митровица, начались во вторник утром. Таможенники Миссии ЕС в Косово (EULEX), осуществлявшие досмотр и оформление грузов на КПП "Ярине", пропустили со стороны центральной Сербии в Косово два грузовика. Во время проверки третьего автомобиля процедура была прервана.

Формальной причиной для остановки автоколонны стал отказ российской стороны от дальнейшего сопровождения представителями EULEX вглубь Косово. По утверждению россиян, такая "помощь" не только была не нужна, но и шла бы вразрез с мандатом этой миссии, которая в северной (сербской) части Косово может выполнять строго очерченный набор функций.

В их число не входит сопровождение грузов по территории северного Косово, где появление EULEX вызывает раздражение. Эта миссия выполняет различные полицейские и административные функции (например, таможенную и судебную) в Косово в связи с тем, что аналогичных действенных институтов управления косовские албанцы, провозгласившие независимость от Сербии в 2008 году, не создали.

В свою очередь, косовские сербы обвиняют миссию ЕС в предвзятой в пользу косовских албанцев политике и всячески противодействуют ее активности на севере края (большую южную часть Косово сербы давно не контролируют). При этом сербы также припоминают, что 22 из 27 стран ЕС признали независимость Косово от Сербии, поэтому очевидно, кому симпатизирует эта миссия в длящемся десятилетиями этническом конфликте сербов и албанцев.

В частности, в рамках сопротивления сербы возвели на дорогах края сплошные или подвижные баррикады, дежурят на них круглосуточно и при виде автомобилей или конвоя EULEX физически перекрывают дорогу тяжелой механизацией или грудами камней.

В этих условиях российская сторона посчитала не только не нужным, но и категорически неприемлемым навязываемый эскорт гуманитарной колонны миссией EULEX.

МИССИЯ ЕС ВСПОМНИЛА ПИСЬМО

Формальным поводом для остановки колонны послужило то, что, как утверждают европейские дипломаты, российская сторона заявляла о необходимости EULEX сопровождать конвой, а затем, якобы неожиданно, отказалась.

Как объяснили российские дипломаты, европейцы придрались к письму посла РФ в Белграде Александра Конузина, который в конце минувшей неделе, действительно, направил послание главе EULEX Ксавье Бу де Марнаку с уведомлением, что сопровождение этой миссии потребуется, но только в случае захода колонны МЧС в Косово через южную (албанскую) часть Косово (КПП "Мердаре").

В этом нет ничего необычного, поскольку EULEX обладает широкими правами в южной (албанской) части края, и ее помощь действительно бывает необходима для избегания конфликтных ситуаций с косовскими албанцами.

На момент отправки письма Конузиным конечный маршрут доставки гуманитарного груза в Косовска-Митровицу согласован не был. Однако спустя несколько часов ситуация прояснилась, груз было решено доставлять непосредственно через "сербский" вход в Косово - КПП "Ярине". Ксавье Бу де Марнак был уведомлен об этом и недвусмысленно проинформирован, что сопровождение российской автоколонны сотрудниками его миссии не нужно.

Тем не менее, российский груз был задержан, так как в EULEX объяснили, что не могут пока обеспечить сопровождение груза.

В ответ на заявления россиян, что этот эскорт и не нужен, представители Миссии ЕС молчали или навязывали условия, названные российскими дипломатами "политическими".

Как сообщил источник, хорошо знакомый с ситуацией в крае, навязыванием россиянам эскорта миссия EULEX и стоящие за ней силы просто пытались перевести вопрос из гуманитарной плоскости в политическую, чтобы в конечном счете закрепиться на недружелюбном для себя сербском севере Косово.

Что касается политических представителей косовских сербов, то начальник округа Косовска-Митровица Раденко Неделькович заявлял, что аргументы EULEX об обеспечении безопасности российского конвоя не могут быть приняты хотя бы потому, что в крае есть другие официальные органы, KFOR и полиция, которые могут присмотреть за передвижением российской автоколонны.

ШТАБ У ДОРОГИ

Оказавшись заблокированным, российский конвой частично перешел на жизнь в полевых условиях. Водители грузовиков и некоторые дипломаты ночевали в автомобилях. Посол Конузин принимал с визитами гостей - местных политических лидеров, представителей духовенства и простых сербов, желавших выразить поддержку - в очень скромном и тесном придорожном кафе. Альтернативы этому месту встреч по сути не было - по соседству были лишь пустыри, опорный пункт военных НАТО, злополучный КПП с "застрявшим" на его территории грузовиком МЧС и река.

Импровизированные пресс-конференции проводились рядом на полянке.

Зато проблем с питанием у россиян не возникло. Сотрудники МЧС имели походную кухню и запас продуктов на семь дней, которые не менее трех раз в сутки распространялись по всей колонне. Кроме того, несколько раз в день все желающие получали свежеприготовленную пищу от властей муниципалитетов севера Косово, считавших своим долгом накормить попавших в необычную ситуацию гостей. Свои дары несли и жители окрестных сел.

Те из россиян, кто не оставался ночевать с автоколонной, уезжали в ближайший крупный город Косовска-Митровица, чтобы уже через несколько часов вернуться обратно.

По итогам переговоров с участием всех заинтересованных сторон все же было найдено компромиссное решение, позволившее разблокировать конвой.

Автоколонна в составе 25 грузовиков перевозит сербам в Косово в качестве гуманитарной помощи электростанции, одеяла, продукты питания, посуду и полевую мебель общим весом 304 тонны. Первоначально груз составлял 284 тонны. За время пути следования колонны от Калужской и Брянской областей были переданы еще 20 тонн гуманитарного груза.