Россию после выборов ждет перестройка системы управления в регионах
26 декабря 2011 года
Власти РФ рассматривают возможность значительной перестройки системы госуправления в стране, но окончательные решения примут новые президент, премьер и правительство - после того, как предложения на эту тему обсудят простые граждане и бизнес.
В рамках процесса децентрализации, который был запущен главой государства Дмитрием Медведевым в июне 2011 года, руководители различных ветвей власти на итоговом заседании Госсовета в Кремле озвучили ряд конкретных инициатив, самым кардинальным из которых было предложение упразднить институт полпредств, заменив его министрами по делам территорий.
По словам Медведева, будущее системы федеральной исполнительной власти - это задача, которую предстоит решать новым органы власти, в том числе новым президенту, премьеру и правительству. Выборы главы государства пройдут в марте 2012 года, инаугурация нового президента должна состояться в мае.
Политологи, опрошенные , разошлись во мнении по поводу перспектив полпредств. Ряд из них считают, что этот институт давно изжил себя, другие полагают, что полпреды могут быть более востребованными в связи с возвращением системы выборности губернаторов, третьи пока просто не видят альтернативы полпредам главы государства.
ПОЛПРЕДСТВА УСТАРЕЛИ?
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на Госсовете, заявила, что институт полпредств президента РФ в федеральных округах, введенный в 2000 году, "себя изжил". Существующая на сегодня система неэффективна с управленческой точки зрения, полагает она.
"Может быть, с учетом курса на децентрализацию вместо полпредств создать в округах представительства Минрегиона, ввести своего рода министров по делам территорий с четкими функциями, с четкими полномочиями", - предложила бывший губернатор Петербурга.
По ее мнению, такие представительства могли бы заниматься реализацией федеральных целевых программ в регионах, федеральной адресной инвестиционной программой, координировали бы социально-экономическое развитие территорий, "выступали бы в хорошем смысле этого слова лоббистами регионов в федеральном центре".
Полпредства, напротив, призваны обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в округах.
Матвиенко считает, что "министры по делам территорий не должны вмешиваться в компетенцию региональных властей, каждый должен отвечать за свое, иначе размывается ответственность".
РЕШЕНИЯ ПОКА НЕТ
"У нас пока нет окончательного решения", - признал Медведев, комментируя слова Матвиенко. "Нужно подумать, как будет строиться система управления субъектами РФ в смысле общефедерального подхода", - сказал он, закрывая заседание.
При этом он заявил, что будущее системы федеральной исполнительной власти - это задача, которую будут решать новые органы власти, в том числе новые президент, премьер и правительство.
Но в чем уверен глава государства - это в том, что в нынешней ситуации, когда и экономическая жизнь весьма непроста и общественная жизнь пришла в движение, "очевидно, что пора менять целый ряд политических подходов". "Решение должно быть принято", - добавил он.
При этом программу децентрализации власти в стране, подготовленную рабочими группами вице-премьеров Дмитрия Козака и Александра Хлопонина, Медведев предложил вынести на обсуждение представителей бизнеса и простых граждан, "для того, чтобы окончательно определиться, что будет работать, что нет" и "только после этого принять максимальное сбалансированное решение".
СТО ПОЛНОМОЧИЙ ПО ЦЕНЕ 67,5 МЛРД
Группа Козака занималась проработкой юридических аспектов децентрализации, группа Хлопонина - финансовых.
В начале декабря они представили президенту результаты своей работы. Речь идет не только о перераспределении полномочий, но и об усилении ответственности регионов за выполнение работы и ее конечный результат.
Федеральный центр должен передать регионам дополнительно более 100 полномочий, осуществляемых порядка 220 тысячами сотрудников территориальных органов федеральной власти. По предварительным расчетам, ежегодные затраты федерального бюджета на эти цели составляют 67,5 миллиарда рублей, сообщил Козак.
У руководителей регионов появится реальная возможность более существенно оказывать влияние на социально-экономическое развитие регионов и нести полную ответственность за результаты работы по экономическому развитию территорий.
Под федеральным контролем, по предложению Козака, должны остаться правоохранительные органы, Росфинмониторинг, Федеральная антимонопольная служба.
Пакет законопроектов, которые детализируют процесс перераспределения полномочий и бюджетных ресурсов от федерального центра к регионам и муниципалитетам, предполагается внести в ближайшие месяцы. Практическая реализация может начаться в 2013 году и растянуться на три года-пять лет.
ГДЕ АЛЬТЕРНАТИВА "ВРЕДНЫМ" ПОЛПРЕДАМ
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, комментируя по просьбе инициативу Матвиенко, согласился с ней, что институт полпредов давно изжил себя.
"Если вспомнить то, ради чего он создавался - это приведение в соответствие законодательства субъекта Федерации с законодательством федеральным. Это все было выполнено", - сказал он.
"В целом, это совершено пустая, ненужная и даже вредная структура, поскольку работы за ними особой не было, а контролирующие функции, которые полпреды на себя брали, ну мягко говоря, весьма сомнительны", - отметил политолог.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов полагает, что прежде чем говорить о возможности отмены института полпредства, надо понять, какая альтернатива ему предлагается.
"Я альтернативы пока не вижу, во-первых, а во-вторых, не понимаю, что собственно предлагается: заменить полпредов новыми министрами по делам регионов, либо это будут люди, которые будут в каждом регионе? Не очевиден круг полномочий и функции этих людей. Мне кажется, что не стоит принимать серьезные решения в системе влияния федерального центра на регионы, что называется, с голоса", - сказал он .
Необходимо обсудить эти предложения достаточно широко и в обществе, и среди тех сообществ, где есть опыт принятия финансовых решений по регионам, затем провести парламентские слушания и принять законопроект в соответствии с нормами, считает эксперт.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин высказал мнение, что роль полпредов сейчас снизилась, но отменить этот институт вряд ли удастся, в связи с переходом к выборности губернаторов.
"Я думаю, что отменить этот институт вряд ли удастся по одной простой причине: сейчас идет речь о возвращении выборности губернаторов... И здесь как раз полпреды могут быть более востребованными... Сейчас возможности Кремля здесь сократятся, в большей или меньшей степени, и наверное, роль полпредов может усилиться для Кремля. Губернаторы могут появляться в результате выборов, и не очень лояльные", - считает Макаркин.