ОБОБЩЕНИЕ - Россию после выборов ждет перестройка системы управления в регионах
27 декабря 2011 года
Власти РФ рассматривают возможность значительной перестройки системы госуправления в стране, но окончательные решения примут новые президент, премьер и правительство - после того, как предложения на эту тему обсудят простые граждане и бизнес.
В рамках процесса децентрализации, который был запущен главой государства Дмитрием Медведевым в июне 2011 года, руководители различных ветвей власти на итоговом заседании Госсовета в Кремле озвучили ряд конкретных инициатив, самым кардинальным из которых было предложение упразднить институт полпредств, заменив его министрами по делам территорий.
По словам Медведева, будущее системы федеральной исполнительной власти - это задача, которую предстоит решать новым органы власти, в том числе новым президенту, премьеру и правительству. Выборы главы государства пройдут в марте 2012 года, инаугурация нового президента должна состояться в мае.
Политологи, опрошенные , разошлись во мнении по поводу перспектив полпредств. Ряд из них считают, что этот институт давно изжил себя, другие полагают, что полпреды могут быть более востребованными в связи с возвращением системы выборности губернаторов, третьи пока просто не видят альтернативы полпредам главы государства.
ПОЛПРЕДСТВА УСТАРЕЛИ?
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на Госсовете, заявила, что институт полпредств президента РФ в федеральных округах, введенный в 2000 году, "себя изжил". Существующая на сегодня система неэффективна с управленческой точки зрения, полагает она.
"Может быть, с учетом курса на децентрализацию вместо полпредств создать в округах представительства Минрегиона, ввести своего рода министров по делам территорий с четкими функциями, с четкими полномочиями", - предложила бывший губернатор Петербурга.
По ее мнению, такие представительства могли бы заниматься реализацией федеральных целевых программ в регионах, федеральной адресной инвестиционной программой, координировали бы социально-экономическое развитие территорий, "выступали бы в хорошем смысле этого слова лоббистами регионов в федеральном центре".
Полпредства, напротив, призваны обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в округах.
Матвиенко считает, что "министры по делам территорий не должны вмешиваться в компетенцию региональных властей, каждый должен отвечать за свое, иначе размывается ответственность".
РЕШЕНИЯ ПОКА НЕТ
"У нас пока нет окончательного решения", - признал Медведев, комментируя слова Матвиенко. "Нужно подумать, как будет строиться система управления субъектами РФ в смысле общефедерального подхода", - сказал он, закрывая заседание.
При этом он заявил, что будущее системы федеральной исполнительной власти - это задача, которую будут решать новые органы власти, в том числе новые президент, премьер и правительство.
Но в чем уверен глава государства - это в том, что в нынешней ситуации, когда и экономическая жизнь весьма непроста и общественная жизнь пришла в движение, "очевидно, что пора менять целый ряд политических подходов". "Решение должно быть принято", - добавил он.
При этом программу децентрализации власти в стране, подготовленную рабочими группами вице-премьеров Дмитрия Козака и Александра Хлопонина, Медведев предложил вынести на обсуждение представителей бизнеса и простых граждан, "для того, чтобы окончательно определиться, что будет работать, что нет" и "только после этого принять максимальное сбалансированное решение".
100 ПОЛНОМОЧИЙ
Группа Козака занималась проработкой юридических аспектов децентрализации, группа Хлопонина - финансовых. В начале декабря они представили президенту результаты своей работы. Речь идет не только о перераспределении полномочий с передачей соответствующих источников дохода, но и об усилении ответственности регионов за выполнение работы и ее конечный результат.
Центр, по замыслу разработчиков, должен передать регионам дополнительно свыше 100 полномочий, которые сейчас осуществляют более чем 220 тысяч сотрудников 18 министерств и ведомств. По предварительным расчетам, ежегодные затраты федерального бюджета только на их содержание составляют 67,5 миллиарда рублей, сообщил Козак.
Регионам, по словам вице-премьера, предполагается передать в первую очередь контрольно-надзорные и исполнительно-распорядительные полномочия в сферах санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и экологического надзора.
Под передачу не подпадают полномочия тех федеральных структур, которые осуществляют контроль и надзор за деятельностью самих региональных властей. Напротив, представительства в субъектах Федерации Росфиннадзора, Федеральной антимонопольной службы, правоохранительных органов Козак предлагает укрепить и обеспечить "всем необходимым в материальном плане", чтобы сохранить их независимость и объективность.
Вице-премьер также выступил с инициативой усилить возможности федеральных органов исполнительной власти влиять на региональное руководство - вплоть до права вносить через правительство президенту представления о досрочном прекращении полномочий губернатора.
Участники заседания не раз подчеркивали, что все передаваемые на места полномочия должны быть обеспечены финансами, и для этого необходимо перераспределить средства и источники доходов между федеральными и региональными бюджетами. Объем средств, которые будут передаваться регионам, он оценил в 250 миллиардов плюс 67 миллиардов рублей. Козак предложил свести индивидуальные субвенции под каждое полномочие в единую выплату. Он также высказался за то, чтобы предоставить регионам право самим определять приоритеты при распределении этих средств между территориями, а при эффективном выполнении полномочий оставлять сэкономленные ресурсы у себя.
ГДЕ АЛЬТЕРНАТИВА "ВРЕДНЫМ" ПОЛПРЕДАМ?
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, комментируя по просьбе инициативу Матвиенко, согласился с ней, что институт полпредов давно изжил себя.
"Если вспомнить то, ради чего он создавался - это приведение в соответствие законодательства субъекта Федерации с законодательством федеральным. Это все было выполнено", - сказал он.
"В целом, это совершено пустая, ненужная и даже вредная структура, поскольку работы за ними особой не было, а контролирующие функции, которые полпреды на себя брали, ну мягко говоря, весьма сомнительны", - отметил политолог.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов полагает, что прежде чем говорить о возможности отмены института полпредства, надо понять, какая альтернатива ему предлагается.
"Я альтернативы пока не вижу, во-первых, а во-вторых, не понимаю, что собственно предлагается: заменить полпредов новыми министрами по делам регионов, либо это будут люди, которые будут в каждом регионе? Не очевиден круг полномочий и функции этих людей. Мне кажется, что не стоит принимать серьезные решения в системе влияния федерального центра на регионы, что называется, с голоса", - сказал он .
Необходимо обсудить эти предложения достаточно широко и в обществе, и среди тех сообществ, где есть опыт принятия финансовых решений по регионам, затем провести парламентские слушания и принять законопроект в соответствии с нормами, считает эксперт.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин высказал мнение, что роль полпредов сейчас снизилась, но отменить этот институт вряд ли удастся, в связи с переходом к выборности губернаторов.
"Я думаю, что отменить этот институт вряд ли удастся по одной простой причине: сейчас идет речь о возвращении выборности губернаторов... И здесь как раз полпреды могут быть более востребованными... Сейчас возможности Кремля здесь сократятся, в большей или меньшей степени, и наверное, роль полпредов может усилиться для Кремля. Губернаторы могут появляться в результате выборов, и не очень лояльные", - считает Макаркин.