Эксперты неоднозначно оценивают перспективу отмены института полпредства
26 декабря 2011 года

Эксперты обсуждают роль института полпредства в России: по мнению одних, все его функции давно уже выполнены и структура лишь препятствует связи между центром и регионами, другие же, напротив, полагают, что роль полпредов существенно возрастет с переходом к выборности губернаторов и отменить этот институт не удастся.

Власти РФ не исключают возможности изменений в системе управления субъектами Федерации. Выступая на заседании президиума Госсовета, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала мнение, что полпредства президента РФ в федеральных округах себя изжили, и предложила заменить их другими структурами, например, ввести должности министров по делам территорий. Комментируя это высказывание Матвиенко, президент Дмитрий Медведев сказал, что будущее системы федеральной исполнительной власти - это задача, которую будут решать новые органы власти, в том числе новые президент, премьер и правительство.

ЗАДАЧИ ПОЛПРЕДОВ ВЫПОЛНЕНЫ...

Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что институт полпредов давно изжил себя.

"Если вспомнить то, ради чего он создавался - это приведение в соответствие законодательства субъекта Федерации с законодательством федеральным. Это все было выполнено", - сказал он .

Сейчас, по мнению Хомякова, подобная "склейка" между регионами и центром только вредит, образуя слишком длинную цепочку.

"В целом, это совершено пустая, ненужная и даже вредная структура, поскольку работы за ними особой не было, а контролирующие функции, которые полпреды на себя брали, ну мягко говоря, весьма сомнительны", - отметил политолог.

"Если это будет (ликвидация института полпредства)... то это означает только одно - что мы на пороге серьезнейшей децентрализации", - сказал Хомяков.

Он выразил мнение, что идея Матвиенко была ранее согласована с руководством страны.

Ликвидация института полпредов приведет и к сокращению чиновничьего аппарата, "который и без того разросся", и "серьезно повысит статус субъектов Федерации", считает Хомяков. При этом он подчеркнул, что этот вопрос надо "рассматривать в контексте: с тем, чтобы и Совет Федерации тоже иначе формировался".

...НО ПОЯВЯТСЯ НОВЫЕ

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин также отметил, что институт полпредов нужен был "для того, чтобы у президента были рычаги контроля за недостаточно лояльными главами регионов".

"Потом, когда отменили выборы губернаторов и ввели их фактическое назначение, полпред стал заниматься подбором кандидатур глав регионов. Но затем его значение в этой работе снизилось, потому что предлагать глав регионов было поручено партии (большинства в региональном заксобрании)", - сказал он.

По словам Макаркина, влиятельность и значение полпредов существенно снизилось, однако сейчас этот институт вновь может стать весьма полезным для главы государства.

"Но я думаю, что отменить этот институт вряд ли удастся по одной простой причине: сейчас идет речь о возвращении выборности губернаторов... И здесь как раз полпреды могут быть более востребованными... роль полпредов может усилиться для Кремля. Губернаторы могут появляться в результате выборов, и не очень лояльные... Поэтому, я думаю, что вряд ли эту должность отменят", - считает Макаркин.

Переход к прямым выборам руководителей субъектов РФ был одним из главных предложений, озвученных президентом в послании федеральному собранию.

ТУМАННАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов полагает, что прежде чем говорить о возможности отмены института полпредства, надо понять, какая альтернатива ему предлагается.

"Я альтернативы пока не вижу, во-первых, а во-вторых, не понимаю, что собственно предлагается: заменить полпредов новыми министрами по делам регионов, либо это будут люди, которые будут в каждом регионе? Не очевиден круг полномочий и функции этих людей", - сказал он.

Орлов убежден, что прежде, чем принимать серьезные решения о системе влияния федерального центра на регионы, надо детально проанализировать ситуацию и провести широкое обсуждение возможных вариантов.

"Надо посмотреть, что конкретно представляют собой предложения Матвиенко, необходимо обсудить их достаточно широко и в обществе, и среди тех сообществ, где есть опыт принятия финансовых решений по регионам, затем провести парламентские слушания", - сказал политолог.

При этом он отметил, что если полпредов заменят министры по регионам, то это будут уже не столь влиятельные фигуры.

"Если это будет в Минрегионе министры, то их влияние упадет, потому что администрация президента - более влиятельный институт", - сказал Орлов.