Еврозона в 2012 году поплатится рецессией за прошлую нерешительность
29 декабря 2011 года

Еврозона неизбежно расплатится за нерешительность и отсутствие политического единодушия в борьбе с долговым кризисом рецессией в 2012 году; чиновники все еще надеются избежать общего экономического спада, а аналитики предупреждают, что бездействие властей и затягивание рецессии может привести и к распаду еврозоны.

Все опрошенные аналитики прогнозируют рецессию в регионе в следующем году. Citi ждет сокращения его ВВП на 1,2%, HSBC - на 1,0%, ING - на 0,4% Soсiete Generale рассчитывает на нулевой рост. На 2013 году Credit Swiss надеется на рост ВВП еврозоны в 1,7%, ING - 1,3%, Raiffeisen research - 1,1%, а Citi ждет спада на 0,2%. Аналитики ждут инфляции в среднем на уровне около, но не выше 2%.

ING ожидает сокращения дефицита бюджета еврозоны до 3,6% ВВП в 2012 году и до 2,8% ВВП в 2013 году, Raiffeisen research - 3,4% и 3,0% соответственно.

Credit Suisse предупреждает, что испытаниями для еврозоны в 2012 году могут стать, в том числе, погашение в феврале бондов Италии на 36,4 миллиарда евро, в марте - погашение у Ирландии на 5,5 миллиарда евро, Греции - на 14,5 миллиарда евро, Италии - 27,1 миллиарда евро, в апреле - погашение испанских бондов (12,5 миллиарда) и итальянских (27,8 миллиарда), в мае - греческих (8,9 миллиарда евро), в июне - португальских (на 10,2 миллиарда евро). Кроме того, еврозону ждет ряд важных политических событий, в том числе, президентские выборы во Франции в апреле-мае.

ЖЕСТОКАЯ СТАТИСТИКА

Еврокомиссия надеется на положительную динамику ВВП еврозоны в 2012 году - рост на 0,5%. В 2013 году увеличение ВВП ожидается на уровне 1,3%. При этом, обнародуя осенний прогноз, в котором содержались эти данные, вице-президент ЕК Олли Рен признал риск появления рецессии в экономике в целом Евросоюза в ближайшей перспективе. Еврокомиссия ждет инфляции в еврозоне в 2012 году в размере 1,7%, а в 2013 году - 1,6%.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) в декабрьском прогнозе заложил вилку для ВВП еврозоны от падения на 0,4% до роста в 1%, а на 2013 год - от сокращения на 0,3% до роста на 2,3%. Регулятор повысил прогноз по годовой инфляции на 2012 год до 2% с 1,7%.

Прогнозы ВВП следующего года были значительно сокращены как ЕК, так и ЕЦБ.

По последним неокончательным данным Евростата, экономика еврозоны в третьем квартале текущего года увеличилась на 0,2% в квартальном исчислении, а в годовом - на 1,4%, тогда как во втором квартале показатели находились на уровне 0,4% и 1,7%, а в первом - 0,8% 2,4% соответственно.

Годовая инфляция в еврозоне в ноябре, согласно окончательным данным, сохранилась на уровне октября - 3%.

Индекс менеджеров по закупкам (PMI) в промышленности стран еврозоны в декабре 2011 года вырос до 47,9% против 47,0% в ноябре - максимально высокий показатель за три месяца. Тем не менее, результаты указывают на довольно пессимистичное будущее, поскольку индекс PMI фиксирует изменения в деловой активности в соответствующем секторе экономики, его значения ниже 50% говорят о спаде активности, выше 50% - о ее росте, значения близкие к 50% говорят о стагнации.

Безработица в ноябре продолжила расти: на 0,1 процентного пункта к октябрю, до 10,3%.

ТИШЕ ЕДЕШЬ?

Экономическая ситуация в еврозоне ухудшалась в течение почти всего 2011 года. Долговой кризис поразил Португалию, затем, вместе с усилиями рейтинговых агентств он окончательно расстроил планы Греции по возвращению на долгосрочный рынок заимствований в ближайшей перспективе, еще сильнее расшатал финансовые рынки, подобрался к Италии и Испании, подорвал стабильность банковской системы ЕС, ударил по евро и, в конце концов, подвел регион единой европейской валюты к яме рецессии.

Пока аналитики ожидают, что спад будет неглубоким и выбраться из него еврозона сможет быстро, однако еще в первой половине года никто и не помышлял о рецессии.

Политические лидеры Евросоюза, борясь с кризисом, все больше и больше усиливали активность. Их встречи стали проходить чаще, некоторые вечерние совещания затягивались до утра, однако многие решения, даже обнадеживавшие рынки, оказывались слишком сложными, пробуксовывали или оставались вовсе нереализованными.

Нерешенность внутренних долговых проблем не только ударила по экономическому росту и крепости евро, но и сделала реальной возможность выхода из объединения отдельных государств - хотя пока законодательно механизмов для этого нет. Некоторые эксперты считают, что суверенные проблемы периферийных стран еврозоны теперь стали реальной угрозой и для глобальной экономики.

Среди основных решений 2011 года - трехлетняя программа финансовой помощи Португалии на 78 миллиардов евро (уже одобрено выделение второго транша); второй план спасения Греции - принимался властями ЕС дважды, однако по-прежнему находится в разработке, несмотря на то, что стране новые вливания средств могут понадобиться уже в 2012 году; ввод штрафов за превышение дефицита бюджета в 3% ВВП каждой страны и госдолга в 60% ВВП - здесь ЕК обещает дать первые комментарии по странам и штрафам уже в январе, однако механизм их наложения не кажется простым и быстрым в применении; расширение объема и функций ЕФФС, но фонд так и не начал покупки суверенных облигаций еврозоны на вторичном рынке; желание создать бюджетный союз из 26 стран ЕС (кроме Великобритании), прописать его нормы в конституциях и ввести автоматические санкции за нарушение его правил - меры, которые до марта 2012 года необходимо обсудить с национальными парламентами; решение внести дополнительно 150 миллиардов евро в МВФ.

Рынки ждали от властей Евросоюза большей решительности в борьбе с кризисом, инвесторы обвиняют власти в отсутствии политической воли, но лидерам 27 государств ЕС или 17 стран еврозоны трудно договориться о единой политике, а воплощение решений нередко зависит от национальных законодательных особенностей.

РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА НАСТОРОЖЕ

Накопившиеся за прошедший год проблемы вынудили международные рейтинговые агентства ухудшить свое отношение к оценкам даже самых стабильных стран еврозоны. В частности, агентство S&P поместило долгосрочные рейтинги 15 из 17 государств валютного объединения в список на пересмотр с возможностью понижения, в том числе, всех шести стран с наивысшей оценкой уровня "ААА". Агентство обещает принять решение в первом квартале в случае, если механизмы по борьбе с кризисом не будут выработаны. Аналитики ожидают, что S&P сделает это быстрее.

"Политическая воля в еврозоне должна пройти суровый экзамен в начале 2012 года. Обстоятельства, скорее всего, потребуют серьезных инноваций в политике, если все же есть желание сохранить евро. Сейчас еврозона сама погружается в самоподдерживающийся спад", - считают аналитики Credit Suisse.

Потеря наивысших рейтингов может привести к агонии на финансовых рынках еврозоны и лихорадке на мировых биржах. В текущем году США уже лишилась наивысшей оценки от S&P, финансисты потеряли на время ориентир по ставке безрисковых активов, рынки полетели вниз.

Снижение рейтингов стран еврозоны может привести к сокращению оценки Европейского фонда финстабильности (ЕФФС), что грозит распадом практически единственному эффективному механизму спасения отдельных стран еврозоны от дефолтов. Фонд от имени ЕС кредитует Ирландию и Португалию, и может начать помогать Греции. Кроме того, все еще ожидается его выход на вторичный рынок облигаций еврозоны для сбивания подскакивающих доходностей, а ЕЦБ уже заявляет, что начал активную работу в качестве агента по таким операциям ЕФФС. Для своих действий фонд занимает средства на рынке под гарантии стран еврозоны. Поэтому рейтинги государств и самого фонда, а также стабильность рынков - это крайне важные условия для работы ЕФФС.

Ряд аналитиков ожидает понижение оценок некоторых стран еврозоны, в том числе крупнеших.

"Мы предполагаем снижение (рейтингов) в течение следующих двух-трех кварталов, в том числе, для Австрии, Бельгии, Франции, Греции, Италии, Португалии и Испании. В течение следующих двух-трех лет мы ждем более широкого снижения рейтингов, которое затронет США, Японию", - пишут аналитики Citi.

Нынешняя ситуация в еврозоне "напоминает коллапс доверия в 2008 году, когда экономика практически сошла с рельсов; тогда аналитики и эксперты абсолютно не понимали всю серьезность ситуации", пишут эксперты HSBC.

УНЫЛАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Пессимизм от затянувшегося и пока непобедимого кризиса, а также потеря глобальной экономикой в середине года темпа роста, уже привели к замедлению темпов восстановления ВВП еврозоны.

Некоторые аналитики не исключают, что экономика 17 стран единой валюты в четвертом квартале 2011 года показала отрицательный рост к предыдущему триместру.

Кроме того, на рост негативно влияют меры по сокращению бюджетных расходов и повышению налогов, проводимые почти во всех странах еврозоны. Реформы, как правило, нацелены на достижение уровня дефицита бюджета страны к ВВП ниже 3%. Стоит перед странами и цель по сокращению госдолга ниже 60% ВВП. Сейчас в целом по региону эти показатели составляют около 4% и 88% соответственно. Теперь лидеры ЕС намерены закрепить на конституционном уровне максимум структурного дефицита бюджета в 0,5% номинального ВВП каждой из стран - эта цифра содержится в соглашении о бюджетном союзе.

Аналитики Societe Generale подсчитали, что опустить структурный дефицит к этой планке можно лишь поступившись 1,7-4,1 процентного пункта роста ВВП еврозоны, а уменьшение госдолга до 60% может стоить 1,4-3,5 процентных пункта.

Необходимость рекапитализации банковской системы в первом полугодии 2012 года в сочетании с напряженностью на финансовых рынках и ослаблением доверия на межбанке, может привести к росту ставок по фондированию реальной экономики и сокращению объемов кредитования как государственного, так и частного секторов.

Негатив здесь может частично нейтрализовать трехлетние аукционы ЕЦБ, однако важно не просто выдавать деньги, но создавать условия для кредитования экономики. Хотя регулятору сейчас выгодно и чтобы средства от этих аукционов оседали на рынках, в особенности, в суверенных облигациях стран еврозоны. Это смягчило бы один из основных признаков кризиса - высокую доходность.

Возросшая безработица, естественно, не усилит внутренний спрос, который в Европе являлся традиционно одним из важнейших факторов динамики ВВП.

Таким образом, без решительных действий властей еврозоны, в том числе, ЕЦБ, выйти из рецессии не получится. Экономисты, однако, надеются на возобновление подъема экономики региона уже во втором полугодии 2012 года, хотя их надежды - это еще не уверенность.

"Год назад прогнозы политиков и экономистов были умеренно оптимистичными и говорили о том, что худшее уже позади. Сейчас очевидно, что эта точка зрения была ошибочной", - пишут аналитики HSBC.

Старший европейский экономист BofA Merrill Lynch Лоуренс Бун (Laurence Boone) прогнозирует достаточно жесткую просадку ВВП еврозоны в 1,8% в годовом исчислении в первой половине следующего года. Он надеется на расширение программы выкупа бондов на вторичном рынке Европейским центробанком, что должно сократить годовое падение ВВП до 0,6% в целом за 2012 год.

Пока же ЕЦБ твердо стоит на том, что не станет кредитором последней инстанции для правительств, - он будет им лишь для банков. Аналитики продолжают надеяться, что регулятор, под давлением обстоятельств, все же изменит нынешнюю точку зрения.

"Низкие процентные ставки (в экономике - ред.), стимулируемые еще одним снижением ставки ЕЦБ, более правдоподобные заявления европейских лидеров о поддержке монетарного союза и улучшение глобальной конъюнктуры должны вернуть экономический рост (еврозоне - ред.) во второй половине 2012 года", - надеются в ING.

Экономисты Credit Suisse пишут, что почва для восстановления достаточно богата: внешний фон пока не сильно пессимистичен, сама еврозона не зависит от внешнего финансирования, ее бюджетные показатели выгодно отличаются от аналогов в США и Великобритании. "Однако еврозона сможет получить это этого пользу только если ее политики предпримут быстрые и уверенные действия против назревших финансовых проблем. В противном случае самоподдерживающийся спад в еврозоне приведет к углублению кризиса и, вполне возможно, к развалу еврозоны. Политическая система, которая создает и сама же усугубляет депрессии, вряд ли будет вечной", - считают аналитики Credit Suisse.

И ВСЕ-ТАКИ ВМЕСТЕ!

Чиновники евросоюза продолжают настаивать - еврозона единый организм, механизма выхода из нее не существует. Несколько недель в октябре-ноябре звучали заявления о возможном уходе из объединения Греции, однако они вновь сменились сентенциями о целостности еврозоны. Аналитики же, наблюдая усугубляющийся кризис, не могут полностью исключить если не распада зоны евро, то, как минимум, - выхода из нее отдельных стран.

"Увеличившиеся спреды между десятилетними государственными долгами Германии и Франции, а также Германии и Италии с Испанией должны побудить либо к созданию фискального союза в еврозоне, либо к ее распаду", - уверены аналитики BofA Merrill Lynch.

Пока политики ЕС хотят идти по пути создания бюджетного союза, а многие эксперты ждут, что ближайшие годы ознаменуются значительными различиями в темпах экономического развития между основными и периферийными странами еврозоны, значит, могут сохраниться и широкие спреды между их госдолгами.

"Сильные страны должны показать свою солидарность с более слабыми государствами в предложении им необходимого фондирования. Слабые страны должны соглашаться на условия фондирования. В этом и запрятан риск целостности еврозоны - политики и их электорат могут больше не захотеть быть частью такого уравнивания", - отмечают экономисты Societe Generale.

Наиболее вероятным первым претендентом на выход из еврозоны является, конечно же, балансирующая на грани дефолта Греция. По оценкам Societe Generale, ценой неплатежеспособности и ухода этой страны из валютного союза только в первый год после события может стать спад ее ВВП на 25-50%, а также суровая рецессия в еврозоне - с падением экономики примерно на 5%. Аналитики банка все же надеются, что распада или выхода некоторых стран из монетарного союза удастся избежать.

"Наш базовый сценарий предполагает, что долговой кризис ухудшится, но спровоцирует тем самым активные действия ЕЦБ и правительств-кредиторов для предотвращения развала зоны единой европейской валюты", - надеются в Citi.

"Мы думаем, что в Европе все же есть политическая воля для реванша кризису и сохранению евро", - пишут аналитики Credit Suisse.

Эксперты Raiffeisen research отмечают, что у еврозоны, как это ни странно, сравнительно низкий госдолг - 88% ВВП по итогам 2011 года. В Великобритании показатель находится на уровне около 84%, в США - около 100%, в Японии - около 233%, напоминают они. Дефицит бюджета также выгодно отличается от крупнейших экономик мира - у еврозоны он около 4,1% ВВП, тогда как в Соединенном королевстве - около 9,4%, в США - 9,3%, в Японии - 10,3%. У еврозоны также нет потребности во внешнем финансировании, чего не скажешь о США и Великобритании. "К сожалению, эта фундаментальная сила еврозоны не решает финансовых проблем ее отдельных стран", - отмечают при этом аналитики.

"Подытоживая, можно сказать, что нет никаких сомнений в живучести еврозоны в целом. Раскол объединения весьма маловероятен", - пишут эксперты.

Маловероятен также и выход отдельных стран, так как этот шаг будет иметь для них неподъемную цену. "Не только из-за экспортной зависимости между странами, но, в особенности потому, что после 12 лет интеграции финансовых рынков, распад валютной зоны и последующие за ней дефолты искалечат финансовую систему даже в таких сильных странах, как Германия, и вызовут глубокую и продолжительную рецессию", - считают аналитики Raiffeisen research. В то же время они считают, что властям ЕС стоит проработать в наступающем году сценарии и механизмы выхода стран из зоны евро.

Таким образом, аналитики, сводя к минимуму вероятность выхода государств от региона единой европейской валюты, не исключают полностью такой возможности в случае, если власти еврозоны не смогут вместе эффективно сдержать и победить кризис.

QE ОТ ЕЦБ КАК ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА

Видя сложность в принятии единых решений и реализации антикризисных мер семнадцатью различными странами, рынки возлагают большие надежды на ЕЦБ. Он способен дать время лидерам ЕС для принятия решений на долгосрочную перспективу. Регулятор и сейчас проводит покупки облигаций проблемных стран еврозоны для снижения их доходности и уменьшения напряженности рынков, однако инвесторы хотели бы видеть более активную игру.

"Мы думаем, что программа, аналогичная по размерам программам ФРС и Банка Англии, составляющим около 10% их ВВП (близко к одному триллиону евро для еврозоны), имела бы значительный положительный эффект по восстановлению доверия и ликвидности рынков государственного долга еврозоны", - отмечают аналитики Credit Suisse. В настоящее время ЕЦБ держит на своем балансе более 200 миллиардов евро суверенного долга стран еврозоны.

Тот факт, что значительные программы "количественного смягчения" (QE) стали в кризис стандартной составляющей монетарной политики развитых стран, может помочь ЕЦБ решиться на активизацию своих действий на рынках, надеются аналитики.

Эксперты Credit Suisse не исключают, что ЕЦБ пойдет на QE, подобные программам ФРС и Банка Англии, уже в начале 2012 года.

В текущем году ЕЦБ на несколько месяцев прекращал выкупать облигации, невзирая на проблемы в Португалии. Однако скачки доходности по бондам Италии и Испании выше 6% годовых вынудили его в августе начать скупку бумаг этих стран. Операции на вторичном рынке ЕЦБ не прекращает и по сей день.

Под наиболее пристальным вниманием у инвесторов среди стран, не получающих крупную внешнюю помощь, в настоящее время находится Италия. Аналитики Citi считают, что правительству Италии потребуется 373,4 миллиарда евро на финансирование бюджетного дефицита и долга в 2012 году, а в 2013 году - 202,5 миллиарда евро. На следующий год эта цифра превышает потребности Германии (319 миллиардов евро) и Франции (357 миллиардов евро). Credit Suisse подсчитал, что стране предстоит погасить облигаций на 193 миллиарда евро в 2012 году, тогда как Германии - на 157 миллиардов евро, а Франции - на 99 миллиардов евро.

Ряд экспертов при этом считают, что доходность даже почти в 7% годовых по итальянским бондам еще не скоро сможет сделать остаток долга страны неподъемным для обслуживания, так как сроки его обращения достаточно велики - около семи лет. Таким образом, страна в состоянии прожить еще несколько лет даже с доходностью в 7% годовых по госдолгу, не исключают они.

Однако рынками правит жадность и страх, а в настоящее время все чаще побеждает страх. Он способен, в отсутствие QE от ЕЦБ, при непростых механизмах принятия решений европейскими политиками и сложностях при их реализации, а также на фоне рецессии в экономике, поднять доходности суверенных облигаций проблемных стран к новым рекордно высоким рубежам. Это породит новые страхи за стабильность еврозоны и ее банковской системы, опять инвесторы начнут ждать внешней помощи для новых периферийных государств объединения, все это может вызвать еще большую волну кризиса и ввергнуть регион в более глубокую рецессию.

ЕЦБ пока не стремится закрывать фундаментальные проблемы кризиса (высокие долги) свои балансом, на который приобретаются суверенные долги. Расширением программы по выкупу бондов регулятор мог бы снять давление времени с властей ЕС, а оно сейчас способно подстегивать их к быстрым решениям.

Пока что нежелание проводить масштабное QE лишь подливает масла в огонь на рынках. "Приходящая рецессия в отсутствии стратегии роста в еврозоне, а также нежелание ЕЦБ становиться кредитором последней инстанции для стран с бюджетными трудностями, могут со значительной долей вероятности усилить турбулентность на рынках облигаций", - пишут аналитики ING.

Однако экономисты заметили, что новая мера ЕЦБ - трехлетний аукцион для банков, где они взяли в первый же раз рекордную сумму почти в 500 миллиардов евро, может являться как раз косвенным "количественным смягчением" в еврозоне.

Аналитики ждут второго аукциона, который назначен на февраль: если спрос на нем будет высоким, банки наверняка направят часть взятых у ЕЦБ дешевых ресурсов на рынок суверенного долга, так как выдать столь значительные суммы в виде кредитов реальной экономике будет не просто. Конечно, подстегнуть к таким действиям банки может решимость властей бороться с кризисом и не допустить суверенных дефолтов.

Эксперты Societe Generale считают, что новые трехлетние аукционы ЕЦБ могут привести к дополнительным покупкам госдолга еврозоны на сумму 200-250 миллиардов евро в течение ближайших 12 месяцев. "Это значит, что ЕЦБ все же эффективно абсорбирует новые значительные объемы предложения от Испании и Италии. Программа по выкупу бондов ЕЦБ (с учетом средств коммерческих банков от трехлетних аукционов - ред.) может удвоиться до 500 миллиардов евро уже в течение ближайшего года", - пишут аналитики банка.

Экономисты рассчитывают и на снижение Европейским центробанком ставки - до рекорда в 0,75-0,5% годовых уже в первом квартале 2012 года. Это может, через несколько месяцев, поддержать экономику низкими ставками по кредитам. Опасность инфляции в еврозоне миновала - это признают как власти, так и аналитики, поэтому регулятор может пока позволить себе такую ставку. В период глобального кризиса она была снижена до 1,0% годовых, в текущем году впервые с этого времени дважды поднималась - до 1,5% годовых, но затем дважды была снижена и сейчас составляет 1,0% годовых.

УТЯНЕТ ЛИ МИР ЗА СОБОЙ?

ОЭСР в своем последнем докладе сообщила, что считает ключевым риском для глобальной экономики именно долговой кризис в еврозоне. Не все аналитики согласны с этой точкой зрения.

Экономисты Citi, прогнозирующие рецессию в еврозоне на два ближайших года, считают, что мировой ВВП лишь слегка убавит темп роста, но не погрузится в серьезную рецессию 2009 года, составившую 2,3% по рыночным обменным курсам. Они оценивают рост глобальной экономики в 2012 году в 2,5% против 3,0% в 2011 году и 4,2% в 2010 году. Эксперты Citi надеются на возвращение повышательного тренда уже в 2013 году и прогнозируют подъем в 3,1%.

"Наш основной сценарий - Европа погружается в скромную рецессию, а весь остальной мир игнорирует ее. Глобальный ВВП может прибавить 3,5%. В нашем неблагоприятном сценарии, Европа утягивает мировую экономику с собой, и глобальный ВВП прибавляет лишь 1%", - пишут аналитики BofA Merrill Lynch.

Еврозона остается одним из основных импортеров в мире, однако ее доля серьезно сократилась с 2008 года. Дальнейшее ослабление экспорта в еврозону неизбежно, однако влияние этого на мировую экономику уменьшается, отмечают аналитики Credit Suisse.

Они также подсчитали, что регион единой валюты не стал и основным драйвером экономического роста в последние годы. "В расчетах по рыночным обменным курсам еврозона привнесла около 12% глобального роста за пять лет до "Великой рецессии" (за 2003-2007 годы) и около 9% - в 2010 году, в первом полном году восстановления. Этот вклад намного ниже вклада США (23% за 2003-2007 годы и 17% в 2010 году) и Китая (15% и 18% соответственно)", - отмечают они.

"Поэтому скромная рецессия в еврозоне, которую мы ожидаем, не утащит весь оставшийся мир в новую пропасть", - заключают экономисты Credit Suiss.

Итоги нынешней ситуации в регионе единой европейской валюты, возможно, стоит сравнить с опытом Японии начала 1990-х годов, когда экономика страны оказалась в тупике, что не повлияло серьезно на мир в целом.

Однако если долговые рынки еврозоны так и останутся расшатанными и напряжение с них не будет снято соответствующими действиями властей, это может привести к серьезному ухудшению глобального кредитования, что, в свою очередь, уже способно ощутимо уменьшить мировую экономическую активность, считают экономисты Credit Suiss.

ДОЛГИЙ ПУТЬ К ВЫХОДУ ИЗ КРИЗИСА

Несмотря на то, что аналитики пока надеются увидеть лишь слабую рецессию в еврозоне в 2012 году и решительный ответ на нее властей региона, они считают, что до процветания объединению еще далеко.

Экономисты Citi ожидают, что реальный ВВП еврозоны не вернется к предкризисному уровню первого квартала 2008 года вплоть до 2016 года.

"Еврозона медленно движется к большей фискальной интеграции, однако потребуется еще много времени, чтобы окончательно победить кризис", - считают в ING. Аналитики Societe Generale также не предсказывают "быстрого конца" суверенного кризиса.

Процесс сокращения госдолга, проведение бюджетной консолидации, восстановление конкурентоспособности экономик и внутреннего спроса, создание бюджетного союза - все это задачи не на один год.

"Пока инициативы (лидеров ЕС - ред.) фокусируются в основном на вопросах чрезмерного долга и дефицита. Однако также важны и вопросы недостатка экономического роста и неспособности стран генерировать достаточную номинальную прибыль для обслуживания этого долга", - отмечают аналитики Societe Generale.

Лидеры признают эти проблемы, но специальной политики по поддержке роста пока нет, она опаздывает за политикой оптимизации бюджетов, необходимой для борьбы с кризисом суверенного долга.

"Болезненные структурные реформы и бюджетная консолидация будут необходимы еще многие годы. Структурные реформы принесут свои плоды лишь через время. А пока суверенное напряжение, скорее всего, останется повышенным", - пишут они.

"Потеря доверия к политическим институтам оставит глубокие следы на финансовых рынках. Следующая часть пути по формированию посткризисной глобальной финансовой архитектуры может пройти при серьезно сокращенной роли фининститутов еврозоны", - не исключают в Credit Suisse.