Агентство по защите прав заемщиков поможет "повзрослеть" банковскому рынку РФ - эксперты
21 декабря 2011 года

Создание в России агентства по защите прав заемщиков, которое бы значительно облегчило положение потребителей финуслуг, является важных шагом в развитии и "взрослении" банковского рынка в РФ, считают опрошенные "Праймом" эксперты.

Премьер-министр РФ Владимир Путин в среду на съезде "Деловой России" заявил, что правительство рассмотрит возможность создания агентства по защите прав заемщиков. Ему предложили воспроизвести в России канадский опыт создания такого агентства, работа которого позволила удешевить стоимость кредитов для заемщиков в среднем на 6 процентных пунктов.

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ

В Канаде вот уже десять лет работает Агентство по защите прав потребителей финансовых услуг (Financial Consumer Agency of Canada, FCAC) - независимый орган, который защищает права потребителей и предоставляет полезную и объективную информацию о финансовых продуктах и услугах.

"Подобные организации в том или ином виде, где общественные, где при банковских ассоциациях, существуют во многих странах. Канадский опыт интересен именно системной работой на государственном уровне по этому вопросу", - пояснила "Прайму" первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова.

Агентство отчитывается перед парламентом, починяясь министру финансов, и финансируется за счет взносов поднадзорных финансовых учреждений.

FCAC имеет полномочия расследовать, принимать решения и публиковать уведомления о нарушениях, взимать штрафы в размере до 200 тысяч канадских долларов (185 тысяч долларов США). Под действие агентства подпадают 73 банка (национальные и международные), 70 обществ взаимного кредита, 94 компании по страхованию жизни, 196 компаний по страхованию имущества и недвижимости, и одна ассоциация ритейлеров.

По мнению Трофимовой, очень сложно напрямую увязывать сокращение ставок в Канаде с административными изменениями, потому что на ставки влияет множество аспектов (инфляция, стоимость фондирования на рынке), но однозначно эта мера повлияла позитивно.

Подобные организации есть и в России, в частности, проект "Единой России", созданный в 2007 году, - "Союз заемщиков и вкладчиков России", рассказала Трофимова. Помимо этого, существует множество региональных организаций, в частности, "Центр защиты прав заемщиков" (Кемерово, Новокузнецк, Барнаул).

"Существование на данный момент в России этих организаций сигнализирует о необходимости существования такой организации в более широком федеральном масштабе", - отметила первый вице-президент Газпромбанка.

НА ГОРИЗОНТЕ ГОДА

Вопрос о создании подобного агентства в России обсуждается достаточно давно, сообщил депутат Госдумы Владислав Резник.

"И если удастся это сделать, то это будет очень хорошо, так как это соответствует всем мировым трендам развития финансового рынка", - сказал он.

Резник отметил, что "в случае такого толчка", как предложение премьер-министра, законопроект может быть разработан правительством и внесен в Госдуму в ближайшее время.

Институт, защищающий права потребителей финансовых услуг, может быть создан в России на горизонте одного года, считает заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников.

"Вопрос создания специального органа, который бы защищал права потребителей финансовых услуг, - это мейнстрим в развитии финансовых рынков. Создать такой орган не сложно, все зависит от его статуса. Скорее всего, речь идет о госучреждении", - заявил он "Прайму".

По мнению Трофимовой, для более качественного развития рынка необходимо развивать этот проект на высоком государственном уровне с продуманной системой финансирования.

"Для нас подобная задача очень актуальна, действительно необходима и является важным шагом в развитии и "взрослении" рынка банковских услуг в России, и, в частности, для создания Международного финансового центра", - отметила она.

НА СТРАЖЕ ИНТЕРЕСОВ

В настоящее время интересы российских заемщиков отстаивают финансовый омбудсмен Павел Медведев, а также Роспотребнадзор.

Офис финансового омбудсмена в России начал свою работу с октября 2010 года. Финансового омбудсмен - орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами - физлицами.

"У нас финансовый омбудсмен держится на чистом энтузиазме Ассоциации российских банков. Если Путин имел в виду легализацию должности омбудсмена, то это прекрасно", - заявил агентству "Прайм" Медведев.

По его словам, досудебное урегулирование споров между банками и заемщиками через институт финансового омбудсмена значительно сокращает издержки кредитных организаций, что может положительно сказаться на процентных ставках.

"В суде надо платить своему адвокату. А на кого же перекладываются все эти расходы? На клиентов банков. Если будет введен институт финансового омбудсмена, то, конечно, на следующей неделе мы ничего не заметим - ни улучшения, ни ухудшения (положения заемщика). Но в течение трех-четырех лет мы это заметим", - сказал он.

С финансовой безграмотностью населения борется и Центробанк, который два года назад разместил на своем сайте видеоролик с памяткой потенциальным получателям потребительских кредитов, в котором советует внимательно изучать кредитный договор, сравнивать предложения нескольких банков, сопоставляя информацию о полной стоимости кредитов, и правильно оценивать свои возможности по возврату долга.