Ратификация договора по СНВ не внесет кардинальных изменений в отношения РФ и США -эксперты
22 декабря 2010 года
Ратификация сенатом США договора по СНВ является важным шагом, но не внесет кардинальных изменений в российско-американские отношения, считают опрошенные эксперты.
Сенат конгресса США в среду ратифицировал договор с Россией о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Ратификация состоялась после 18 слушаний и семи дней дебатов в сенате, в ходе которых представители администрации ответили более чем на тысячу вопросов законодателей; недели ожесточенных дебатов и долгих месяцев непрерывной работы Белого дома и госдепартамента с республиканцами.
"Ратификация договора, безусловно, это успех, это улучшение российско-американских отношений, но впереди предстоит еще много работы... Ратификация договора СНВ означает, что перезагрузка российско-американских отношений приносит реальные результаты. Теперь встает вопрос, о том, что делать дальше", - считает директор института США и Канады Сергей Рогов.
При этом, по его словам, "новый договор, на самом деле, носит довольно скромный характер, им предусматриваются какие-то сокращения, но это не означает сохранения предсказуемости и устойчивости стратегического ядерного баланса России и США в ближайшие 10 лет".
Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев считает, что "новый договор по СНВ является рабочим документом, но в условиях нынешних российско-американских отношений, когда Москва и Вашингтон по-прежнему воспринимают друг друга как потенциального соперника, если не сказать противника, этот договор очень важен".
"Ратификация (договора по) СНВ дает надежду на развитие российско-американских отношений. К сожалению, оно происходит крайне медленно. За два последних года все, чего удалось достичь, это договор, который в обычных условиях ничье внимание бы не привлек", - сказал он.
По его мнению, "избавиться от наследия холодной войны получается не так просто". "Прошло больше 20 лет, и мы все отходим от этого мелкими шажками. Огромное недоверие США и России друг к другу существенно мешает продвижению в этом вопросе. Существует много рецептов, как от этого уходить, но их выполнение оставляет желать лучшего", - считает Ознобищев.
Как заявил руководитель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов, "ратификация нового договора по СНВ является лишь небольшим позитивным сигналом и никакого кардинального значения это не имеет".
"В большей степени это событие скажется не на российско-американских отношениях, а на положении администрации Барака Обамы. Речь идет о ее престиже, как в американском обществе, так и на мировой арене, поскольку она до сих пор не достигла значительных успехов. Что касается самого процесса ратификации, то он совершенно прозрачен", - сказал он.
С ним согласен и президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.
"Абсолютно никакой важности в ратификации или нератификации этого договора я не вижу, потому что стороны согласовали свои программы. Будет договор или не будет, мы будем реализовывать свои программы, американцы также будут реализовывать противоракетную оборону, мы будем искать какие-то средства защиты, поэтому ничего исторического в этом (ратификации договора) нет", - сказал он.
Президенты России и США подписали новый договор по СНВ 8 апреля 2010 года в Праге. Стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть - до 1,55 тысячи по сравнению с московским договором 2002 года, и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей.