Образование должно быть инклюзивным и светским, считают участники обсуждения законопроекта
6 декабря 2010 года
Более тысячи предложений от российских пользователей поступило к проекту федерального закона "Об образовании". Самые популярные темы обсуждения: изучение религии в школе, учебная неделя, деятельность учителя во внеурочное время, льготы для инвалидов при поступлении в вуз и инклюзивное образование.
Новый вариант законопроекта "Об образовании" размещен на специальном сайте www.zakonoproekt2010.ru для общественного обсуждения, которое будет проходить в течение двух месяцев, до 1 февраля 2011 года.
Президент России Дмитрий Медведев поручил министерству образования и науки РФ организовать общественное обсуждение нового законопроекта, подобное обсуждению закона "О полиции".
Новый документ заменит два базовых закона - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее и высшее, и дополнительное. Планировалось, что проект нового федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" будет рассмотрен и принят Госдумой до конца 2010 года. Однако министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что лучше пожертвовать сроками, но не допустить принятия документа, в котором будут противоречия.
ОБРАЗОВАНИЕ НАЦИИ - ДЕЛО ГОСУДАРСТВА
Более двухсот поправок предложено в главу "Общие положения". Участники обсуждения предлагают исключить из проекта закона понятие "образовательные услуги". "Данное понятие принижает миссию образовательного учреждения - образовательное учреждение не оказывает услуг, оно воспитывает и образовывает подрастающее поколение", - говорится в предложении.
Также пользователи считают, что образование нации - дело государственное, поэтому в системе российского образования не может быть такого понятия, как "индивидуальный предприниматель".
Большинство участников обсуждения придерживаются мнения, что образование в России должно быть светским. "Вести уроки должны светские педагоги, а не священники. Желающие получать религиозное образование, также как и спортивное, и музыкальное, должны делать это в отдельных учреждениях", - говорится в предложении.
В этом году в эксперименте по преподаванию основ религий в российских школах участвует 21 регион. Школьный курс "Основы религиозных культур и светской этики" включает шесть модулей: православную, исламскую, буддийскую, иудейскую культуры, основы мировых религиозных культур и светскую этику. Школьники могут изучать на выбор один из модулей. В течение 2010-2011 годов преподавать новый курс будут в четвертой четверти 4-го класса и первой четверти 5-го класса.
Пользователи отмечают, что новым законом стоит запретить введение в программу уроков религиозного характера. "Если кто-то пожелает, что его ребенку за госсчет должна преподаваться какая-либо религия, то финансирование этого должно проходить за счет этих родителей, которые оплачивают дополнительный налог государству, а государство за счет этих средств обеспечивает именно этим людям религиозное обучение именно их детей в школе", - считают участники обсуждения.
ДВА ЗАКОННЫХ ВЫХОДНЫХ
В главе "Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность" основные предложения вносятся учителями. Педагоги просят узаконить пятидневную учебную неделю. "Родители должны заниматься воспитанием детей, а не перекладывать все на плечи педагогов. Да и учителя тоже люди, дайте два законных выходных", - говорится в одном из замечаний.
Участники обсуждений считают, что "минимальная оплата труда учителя не должна быть ниже прожиточного минимума", а государство должно продумать механизм предоставления жилья педагогам со стажем.
Уровень заработной платы педагогов недавно обсуждал президент РФ на встрече с краснодарскими учителями. Он отметил, что одна из главных задач, - "дотянуть среднюю зарплату учителей до уровня средней зарплаты в стране".
Пользователи отмечают, что новый закон должен оградить учителей от участия в субботниках и других подобных мероприятиях. "Это очень важно, так как сейчас работников заставляют отрабатывать на субботниках, бесплатно дежурить вечером в общежитиях, обеспечивать явку студентов на выборах", - считают участники дискуссии.
ЛЬГОТЫ ИНВАЛИДАМ
При обсуждении главы "Высшее образование" часто говорят о сохранении и расширении существующих льгот для инвалидов при поступлении в высшее учебное заведение. В настоящее время предусмотрено, что льготы при поступлении в вуз имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в вузе, молодые люди в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, и если средний доход семьи ниже величины прожиточного минимума.
"Предлагаю добавить к льготной категории и инвалидов 3 группы, так как инвалиды 1 и 2 группы, в основном по здоровью, не могут полноценно обучаться на дневном отделении", - отмечает участник обсуждения.
"Инвалиды 3 группы должны быть добавлены к льготной категории обязательно. Большое упущение, что они сейчас не в списке", - считает пользователь.
ВНИМАНИЕ, МЕДИКИ РЕКОМЕНДУЮТ
Участники обсуждения закона отмечают, что образовательные учреждения должны более внимательно относиться к предписанным школьникам медицинским и медико-психологическим рекомендациям.
"На данный момент родители многих детей с особыми образовательными потребностями, в частности с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, жалуются, что образовательные учреждения игнорируют медицинские рекомендации, рекомендации психологов, соблюдение которых важно для сохранения физического и психологического здоровья обучающихся", - считает пользователь.
Участники обсуждения полагают, что законопроектом в недостаточной мере проработаны вопросы инклюзивного образования, которое подразумевает обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.
"Многие дети с ограниченными возможностями здоровья или особыми образовательными потребностями не могут и не должны обучаться в отдельных коррекционных классах и школах. Они должны получать образование в обычных школах, при обеспечении необходимого психолого-педагогического сопровождения, а также консультационной помощи родителям. Предлагаемое дополнение призвано учесть потребности инклюзивного образования в таких ситуациях", - отмечают они.
Пользователи также уделили внимание единому государственному экзамену (ЕГЭ). Они считают, что следует исключить слово "объективный" из формулировки "единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки достижения обучающимися требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы".
ЕГЭ с 2009 года стал обязательной формой итоговой аттестации выпускников школ и приема абитуриентов в вузы. Обязательными предметами, по которым школьники сдают экзамен, являются математика и русский язык, также можно сдавать экзамены по литературе, истории, химии, иностранным языкам и ряду других предметов. В этом году госэкзамены в основные сроки сдавали более 878 тысяч выпускников, из них 16 тысяч не справились с итоговыми испытаниями и не получили аттестаты.