Медведев - Демократия невозможна в бедном государстве
6 декабря 2010 года

Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что становление демократии и экономическое развитие страны тесно связаны, при этом развитие экономики невозможно при диктатуре.

"Я глубоко убеждён в том, что демократия самым тесным образом связана с состоянием экономики. И для того, чтобы Россия имела современную демократию, а мы только создаём основы демократического устройства в нашей стране, мне неоднократно об этом приходилось говорить, мы должны иметь современную, сильную, модернизированную экономику, основанную не только на нефти и газе, хотя это очень важные составляющие нашего экономического благосостояния. Наша экономика должна быть основана на инновациях, на новых технологиях. Благо для этого есть все условия - есть способности, есть желание этим заниматься", - заявил Медведев в интервью польским СМИ накануне визита в Варшаву.

В то же время, по его словам, для создания современной экономики нужно, чтобы в нашей стране было современное политическое устройство, в котором гарантируются основные права и свободы. "Поэтому процесс создания современной экономики, эффективной экономики, и процесс создания эффективного государства, основанного на власти закона, - это сопряжённые процессы", - добавил президент.

"Я только что сказал, что демократия невозможна в бедном государстве, я абсолютно в этом уверен. Но и создание современной развитой экономики невозможно в условиях диктатуры, что бы иногда ни говорили на эту тему", - подчеркнул глава государства.

"Я иногда слышу, раздаются голоса о том, что "вы лучше ничего не трогайте, ничего не делайте, нужно полностью изменить экономическую ситуацию, а после этого совершенствовать политические институты, заниматься обеспечением свобод". Это неправильно. Мы не можем реформировать экономику, не делая изменений в политическом устройстве. Может быть, для кого-то это и возможный путь, но только не для России", - полагает он.

Медведев пояснил, что значительная часть россиян идентифицирует себя с Европой, с ее ценностями - и религиозными, и моральными, и государственно-политическими. "И поэтому оба эти направления - создание современного развитого экономического устройства и создание развитой политической системы - должны быть синхронизированы. Как это сделать - это отдельная и очень непростая задача. Именно этим мы сейчас и занимаемся", - сказал президент.

При этом он отметил, что "демократии не создаются за 10 лет". "В нашей стране никогда не было демократии до 1991 года, когда возникло современное Российское государство. Подчёркиваю: никогда - ни при царе-батюшке, ни в советский период, ни в какой-либо другой. Это процесс трудный", - добавил он.

"Нам ещё предстоит пройти довольно значительный путь. Но это не значит, что мы ничего не делали последние 20 лет и особенно последние 10 лет. Я считаю, что мы очень существенно укрепили и нашу государственную систему, и нашу правовую систему", - сказал президент.

"Знаете, у нас много проблем, и они всем известны. У нас на Кавказе довольно сложная обстановка, там совершаются не только экономические правонарушения, там происходят посягательства на жизнь и здоровье людей, причём не по бытовым причинам, а в силу определённых экстремистских убеждений, когда жизнь и здоровье людей приносятся в жертву определённым религиозным или псевдорелигиозным политическим представлениям. Этого не замечать нельзя. Я просто хотел бы, чтобы применительно к этой ситуации у нас тоже бы использовались равные критерии и в Российской Федерации, и у наших польских друзей, и на пространстве Евросоюза", - подчеркнул Медведев.

По его словам, Россию в последнее время "стали лучше слышать".

"Ещё лет восемь назад нам говорили: "Нет, что вы, у вас на Кавказе - это повстанцы, это партизаны, они борются за независимость". А потом уже, после 11 сентября и некоторых других событий, наши партнёры и в Соединённых Штатах Америки, и в Европе признали: да, это террористы, это люди, которые получают деньги от "Аль-Каиды", от других террористических организаций. Для этого потребовалось пройти определённый путь. Мне кажется, что мы должны друг друга в этом плане научиться слышать, это очень важно и для российско-европейских отношений в целом, и для российско-польских отношений в частности", - отметил он.