Массового оттока российского бизнеса в Казахстан или Белоруссию не будет- депутат
10 декабря 2010 года
Массового оттока российского бизнеса в Казахстан или Белоруссию не будет, поскольку налоговая нагрузка в странах-участницах Таможенного союза (ТС) примерно одинаковая, считает председатель думского комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.
Страховые взносы для большинства предприятий в РФ с 1 января 2011 года вырастут до 34% с 26%. Со следующего года также увеличится НДС, индексируются акцизы на алкоголь и бензин. Глава РСПП Александр Шохин ранее высказал предположение, что увеличение страховых взносов и ряда налогов может привести к тому, что предприниматели начнут переводить свой бизнес за рубеж, в частности, в страны Таможенного союза.
"Стимулов у компаний переходить в казахстанскую юрисдикцию из российской особых нет: есть где-то плюсы, есть где-то минусы... Поэтому компании не примут такого решения", - сказал Федоров в пятницу в ходе видеомоста Москва - Астана на тему "Единое экономическое пространство. Проблемы становления и перспективы" в .
По его словам, сейчас налоговые системы стран-участниц ТС примерно равны, но в Казахстане меньше препон для работы бизнеса. "И если бизнес туда пойдет, то не из-за налоговых проблем, а потому что там меньше бюрократии, быстрее инвестиционные проекты крутятся. Захотел инвестировать, прошло полгода, и ты уже строишь. В России это тоже будет, но пока не получается", - отметил депутат.
Если же процесс оттока бизнеса из России в Казахстан будет наблюдаться, значит заработал механизм внутренней конкуренции, убежден Федоров.
"Я считаю, это будет большой стимул для реформ внутри РФ в плане упрощения процедур, улучшения климата и при необходимости корректировки налоговой системы", - заметил он.
Россия, Белоруссия и Казахстан накануне приняли декларацию о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое станет следующей ступенью интеграции стран-участниц ТС. Также был подписан пакет документов, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП. В частности, речь идет о соглашениях по созданию условий для свободного движения капитала на финансовых рынках, а также о согласованных принципах валютной политики. Документы вступят в силу с 1 января 2012 года.
По словам Федорова, на следующем этапе интеграции страны могут прийти также к согласованной налоговой политике.
Однако уже сейчас очевидно, что эффект от интеграции будет положительным для всех стран, отмечают эксперты.
Замминистра Минэкономразвития Казахстана Тимур Сулейменов считает, что для Казахстана, страны, которая не имеет выхода к морю и находится достаточно далеко от рынков Европы, очень важно было получить льготные, недискриминационнные тарифы и доступ к инфраструктуре российских и белорусских железных дорог.
"Очень важным является и вопрос транспортировки нефти. Мы находимся далеко от рынков конечных потребителей нефти, пользуемся активно российской системой "Транснефти" для транспортировки своих объемов. Вопросы решались до сих пор на уровне договоров хозяйствующих субъектов, не было нормативно-правовой базы на уровне международных соглашений. Поэтому закрепление недискриминационных подходов в межправительственном соглашении, я считаю очень большим плюсом", - сказал Сулейменов.
Он добавил, что считает крайне полезными для Казахстана все соглашения, заключенные в рамках ЕЭП, в том числе соглашения о промышленных и сельскохозяйственных субсидиях, а также единых принципах и правилах защиты конкуренции.
Глава департамента торговой политики ЕврАзЕС Владимир Чушкин сообщил, что по оценкам экспертов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, к 2015 году, то есть за пять лет функционирования ТС, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством ВВП составит примерно 400 миллиардов долларов.
"При этом Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно прирост 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь - 16,1% и Казахстан - 14,7%... А суммарно тройка получит за пять лет прирост ВВП 15-20%", - добавил он.
Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев полагает, что движение по пути интеграции - это очень правильное решение. Однако, он не разделяет оптимистических ожиданий своих коллег относительно экономического эффекта от интеграции.
По его словам, когда происходило становление единого таможенного и экономического пространства в рамках Евросоюза, торговля между странами ЕС составляла около 58% общего торгового оборота каждой страны ЕС. Снятие таможенных и других барьеров дало экономический эффект, который по оценкам европейских экспертов, составил 1,7-1,9% ВВП, добавил он.
"Торговля между Россией, Казахстаном и Белоруссией гораздо меньше. Поэтому я скептически отношусь к тому, что мы получим прибавку 20-30% ВВП, это маловероятно. Но безусловно, я думаю, минимум по 1% ВВП в год это будет происходить. В рамках выхода из кризиса это очень важно. Не надо ставить, на мой взгляд, неоправданных ожиданий, нужно двигаться от одного достижения к другому", - считает Иноземцев.