Канкун: шаг вперед после шага назад
11 декабря 2010 года

Измотанные почти суточным бдением участники климатической конференции ООН в Канкуне аплодисментами и радостными криками встретили принятие переговорных документов, которые возвращают утраченную в 2009 году в Копенгагене веру в возможность все-таки достичь нового всеобъемлющего климатического соглашения.

К пяти часам утра, 11 декабря, уже на следующий день после официального срока завершения форума, стороны приняли документы по обоим трекам переговоров - по долгосрочному сотрудничеству (Long-term Cooperative Action - LCA) и по Киотскому протоколу. Попытки Боливии помешать принять документы провалились.

"Канкун сделал свою работу. Маяк надежды зажегся вновь и вера в то, что многосторонний переговорный климатический процесс способен давать результаты, восстановлена. Страны показали, что они могут работать вместе под общей крышей, достигать консенсуса на общей основе. Они показали, что консенсус в прозрачном и конструктивном переговорном процессе может создать возможности для всех", - заявила исполнительный секретарь Рамочной конвенции ООН по изменению климату (UNFCCC) Кристиана Фигейрес (Christiana Figueres).

По ее словам, правительства ясно дали понять, что они намерены совместно идти в будущее с низким уровнем выбросов, они согласились быть подотчетными друг перед другом за действия, которые они предпринимают в этой сфере, они установили способы поощрять друг друга достигать более амбициозных целей.

Предыдущий раунд климатических переговоров, прошедший в Копенгагене в декабре 2009 года начинался в атмосфере больших ожиданий: считалось, что именно там может быть принято новое соглашение взамен завершающегося в 2012 году Киотского протокола. Однако саммит закончился лишь принятием к сведению так называемого Копенгагенского соглашения, к которому впоследствии присоединился ряд стран.

От встречи в Канкуне никто не ожидал прорыва, более того, многие эксперты были настроены крайне скептически. Однако участникам конференции в Канкуне удалось принять документы по обоим трекам переговоров.

"Решение делает правильный, но относительно небольшой шаг к глобальному соглашению, вероятно, впереди еще немало лет. Важно, что уже сейчас приняты практические решения", - сказал российский наблюдатель, глава климатической программы WWF России Алексей Кокорин.

ЗАМАСКИРОВАННЫЙ КОПЕНГАГЕН

По словам Кокорина, принятый в рамках LCA документ полностью следует идеям и параметрам Копенгагенской договоренности, хотя слово "Копенгаген" там ни разу не упоминается.

Участники конференции, в частности, подтвердили главную цель климатического процесса - не допустить подъема средней температуры на Земле к 2050 году выше, чем на 2 градуса Цельсия. Они также приняли расписание, в соответствии с которым эти цели будут время от времени пересматриваться, чтобы она соответствовала последним данным ученых.

Они также одобрили ряд инициатив и создали институты, призванные защитить бедные страны от негативных последствий изменения климата, обеспечить их финансовой помощью и новыми технологиями.

Стороны договорились установить специальные институты, чтобы передавать финансовую помощь и технологии странам, подверженным негативному воздействию климатических изменений. Всего до 2012 года индустриальные страны выделят на климатические действия 30 миллиардов долларов в качестве "быстрой помощи" развивающимся странам, а до 2020 года эта сумма вырастет до 100 миллиардов долларов.

Конференция сторон для этого создает Зеленый климатический фонд, правление которого будет состоять поровну из представителей развитых и развивающихся стран.

Правительства согласились усилить свои действия по борьбе с сокращением площади и деградацией лесов в развивающихся странах. Кроме того, стороны создают Технологический исполнительный комитет, а также Центр и Сеть климатических технологий, которые помогут развивать сотрудничество в сфере обмена технологиями.

Цели по сокращению выбросов, которые, согласно решению в Копенгагене, страны могли указывать добровольно, теперь признаны официально.

В рамках многостороннего процесса развитые страны разрабатывают планы низкоуглеродного развития, вырабатывают наилучшие способы выполнить их и ежегодно докладывать о том, что сделано.

Действия развивающиеся стран по снижению выбросов также официально признаются и включаются в специальный реестр, с помощью которого эти действия будут получать финансовую и технологическую поддержку от индустриальных стран. Каждые два года развившиеся страны должны сообщать о своих достижениях в этой сфере.

НЕЛЬЗЯ ПРИЙТИ В КИОТО ВО ВТОРОЙ РАЗ

Действительно серьезные разногласия в Канкуне возникли против продления Киотского протокола на второй период.

Россия, а также Япония и Канада выступили против такого продления. "Наше твердое убеждение заключается в том, что достигнуть целей, которые обозначили ученые в 4-м докладе МГЭИК (Межправительственной группы экспертов по изменению климата, IPCC), можно только сообща", - сказал глава российской делегации, советник президента РФ по вопросам изменения климата Александр Бедрицкий.

Он подчеркнул, что Киотский протокол сильно ограничивает возможности совместной работы, и продление протокола во втором периоде не даст эффекта для климата.

Вместе с тем, стороны Киотского протокола договорились продолжить переговоры с тем, чтобы исключить возможность появления "разрыва" между первым и вторым периодом протокола.

Кроме того, Механизм чистого развития (Clean Development Mechanism - CDM) в рамках Киотского протокола будет усилен, чтобы привлечь больше инвестиций и технологической помощи в проекты снижения выбросов в развивающихся странах.

Бедрицкий вместе с тем подчеркнул, что Россия намерена активно работать в рамках первого периода, участвовать в механизмах торговли квотами и развивать проекты совместного осуществления.