Аварийный Ту-154 приземлялся в Домодедово с работающим двигателем
5 декабря 2010 года

Первичная расшифровка самописцев Ту-154, совершившего 4 декабря аварийную посадку в Домодедово, показала, что один из двигателей продолжал работать вплоть до приземления самолета. Тогда как раньше сообщалось, что последний двигатель отказал при посадке. Следствие рассматривает несколько версий происшествия, приоритетными считаются ошибка экипажа, техническая неисправность самолета перед вылетом и отказ узлов и агрегатов во время полета. Между тем, стало известно, что при посадке погибли брат главы Дагестана и мать судьи КС, а среди раненых - министр юстиции республики. В больницах остаются 54 пострадавших, из них пять человек - в тяжелом состоянии.

Самолет Ту-154 "Дагестанских авиалиний", совершавший рейс из Москвы в Махачкалу, совершил аварийную посадку 4 декабря в аэропорту "Домодедово". При посадке самолет выкатился за пределы взлетной полосы и столкнулся с земляным холмом, в результате чего развалился фюзеляж. На борту было 163 пассажира и девять членов экипажа. Погибли два человека, более 80 получили ранения.

ЧТО ПОКАЗАЛИ "ЧЕРНЫЕ ЯЩИКИ"

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) произвела первичную расшифровку самописцев аварийно севшего в Домодедово Ту-154, записи полета есть на обоих регистраторах. Установлено, что два двигателя выключились на высоте около 9 километров, а один после периода неустойчивой работы функционировал вплоть до приземления.

"Предварительный анализ записи показал, что в период с 14.00 до 14.02 московского времени (по данным параметрического регистратора) экипаж запустил двигатели самолета. На борту находилось примерно 19.5 тонн топлива. Взлет был произведен в 14:08. Примерно в 14:16, после набора около 6500 метров, начали регистрироваться колебания в подаче топлива всех трех двигателей", - говорится в сообщении.

"На высоте около 9000 метров произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего экипаж приступил к снижению для выполнения вынужденной посадки. После периода неустойчивой работы работоспособность второго двигателя восстановилась и сохранялась вплоть до приземления самолета (в 14.36)", - отмечает МАК.

Как сообщали в Росавиации, экипаж через несколько минут после вылета в 14.07 мск из аэропорта "Внуково" сообщил диспетчерам об отказе двигателей и принял решение об аварийной посадке в "Домодедово", во время посадки у самолета отказал последний двигатель, кроме того, не работали генераторы и навигационная система.

В данный момент особое внимание уделяется поиску бортового регистратора звуковой информации, а также составлению кроков места авиационного происшествия, отмечают в МАК.

ВЕРСИИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ЭКСПЕРТОВ

Следствие считает приоритетными три версии происшествия, в их числе ошибка экипажа, техническая неисправность самолета перед вылетом и отказ узлов и агрегатов во время полета, сообщил источник в структурах, близких к расследованию происшествия.

"Следствие изъяло предполетную документацию и другие материалы предполетной подготовки Ту-154. Предварительное изучение говорит о том, что экипаж принял решение вылететь с двумя неисправностями, которые были на самолете", - сказал собеседник агентства. Он не стал уточнять, о каких именно неисправностях идет речь, однако сказал, что они могли привести к аварии.

Как сообщает Следственный комитет, "следствие проверяет все возможные версии, пока ни одна из них не выдвигается в качестве приоритетной".

Между тем, опытность экипажа никто не ставит под сомнение - как сообщил представитель Росавиации, командир экипажа налетал на Ту-154 10 тысяч часов.

Версию о том, что причиной аварии стали выключенные насосы подкачки топлива эксперты не исключают, но ставят под сомнение.

"Такое возможно (авария из-за того, что не были включены насосы подкачки топлива). Это особенности конструкции Ту-154. Эти насосы при взлете должен включать бортинженер. В истории были такие случаи, когда экипаж забывал включать эти насосы. Однако авария из-за этого, хотя и возможна, но крайне маловероятна", - сказал президент профсоюза летного состава РФ, командир Ил-96 "Аэрофлота" Мирослав Бойчук, который ранее летал на Ту-154Б и Ту-154М.

По данным авиакомпании "Дагестанские авиалинии", пострадавший борт проходил капитальный ремонт в 2009 году.

Следователи в аэропорту Сургута изъяли образцы топлива, которым был заправлен Ту-154, сообщает СК.

СОСТОЯНИЕ ПОСТРАДАВШИХ

В больницах остаются 54 раненых, пятеро - в тяжелом состоянии. В крайне тяжелом состоянии пострадавших нет.

В центре социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского действует "горячая линия" медико-психологической помощи для пассажиров и их родственников: (495) 637-70-70.

Состояние троих членов экипажа оценивается как тяжелое и средней тяжести, остальные шестеро, скорее всего, получили помощь амбулаторно, сообщили в Минздравсоцразвития России.

Согласно официальным данным Минздравсоцразвития, размещенным на сайте министерства, капитан судна 60-летний Закаржа Закаржаев, которого чудом спасшиеся пассажиры называют героем, находится в травматологическом отделении 12-й московской городской клинической больницы в состоянии средней тяжести. Закаржаев получил ушиблено-рваную рану головы, а также ранение левой кисти и ссадины на левой голени.

Закаржаева, по словам его супруги, еще два дня продержат в реанимации и только после полной томографии всех внутренних органов переведут в палату.

В худшем состоянии в той же больнице находится штурман самолета, 40-летний Марон Кампаев, уроженец Махачкалы. Его состояние врачи оценивают как тяжелое. Кампаев получил сочетанную травму, открытый вывих левой стопы и правой пяточной кости. Кроме того, у него ушиб грудной клетки, сломаны два ребра и нос.

Бортинженер судна 52-летний Владимир Щетинин находится в нейрохирургическом отделении ГКБ №7. Состояние бортинженера врачи пока оценивают как тяжелое. У Щетинина закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, множественные ушибы мягких тканей головы, лица.

По словам представителя Минздравсоцразвития, остальные шесть членов экипажа могли получить помощь врачей амбулаторно, поэтому их нет в списках госпитализированных.

Среди раненых оказался министр юстиции Дагестана Азади Рагимов. Его состояние, как сообщил источник в правительстве республики, оценивается как средней степени тяжести. По предварительным данным, у него закрытая черепно-мозговая травма, ушиб грудной клетки, перелом двух ребер, ушиб левой голени и сотрясение. По словам источника, среди пассажиров также находился ректор Дагестанского государственного педагогического института Джафар Маллаев, однако данными о его состоянии здоровья источник не располагает.

Двое погибших опознаны - это мать судьи Конституционного суда Роза Гаджиева и брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов.

Гаджимурад Магомедов уже похоронен в родовом селе. Самолет с телами погибших встречал в аэропорту глава республики.